# #

Кафедра общей психологии

Кафедра общей психологии является ведущей кафедрой факультета, осуществляющей базовую подготовку студентов по психологии и подготовку специалистов в области научно-исследовательской, научно-практической и педагогической деятельности.

Кафедра готовит:

  • бакалавров (специальность «Психология») и психологов-специалистов (специализация «Психология служебной деятельности», «Клиническая психология», «Педагогика и психология девиантного поведения») по базовым общепсихологическим дисциплинам;

  • студентов специализации «Психология познания и деятельности субъекта» и «Большие данные, искусственный интеллект и когнитивные системы»;

  • магистров по программе «Теоретическая и экспериментальная психология»;

  • аспирантов и докторантов по специальности «Общая психология, история психологии, психология личности».

Общая психология — фундамент психологической науки и психологического знания. В процессе становления психологии от общей психологии постепенно отпочковывались другие психологические дисциплины. Именно в рамках общей психологии происходит разработка основных теоретических положений, понятий и закономерностей, принципов и методов исследования психики. Общая психология интегрирует и обобщает конкретные знания, накапливаемые во всех областях психологии. Вбирая в себя все наиболее значительные достижения психологической науки, общая психология не только развивается сама, но и способствует прогрессу прикладных разделов психологии.

Общая психология — это не только теория, методология и история науки. Это и живое развивающееся знание в таких ключевых областях, как психология сознания, памяти, восприятия, интеллекта, мышления, эмоций, мотивации, личности, воображения, внимания, творчества и др. Наряду с этим на кафедре проводятся исследования измененных состояний сознания, психологии искусства, принятия решений человеком в условиях неопределенности, психологических основ информационных технологий и использования искусственного интеллекта.

На кафедре общей психологии разработана и развивается оригинальная психологическая теория деятельности — одна из ведущих теоретических концепций в мировой психологии; продолжены на уровне современной методологии исследования единства интеллекта и аффекта — в направлениях смысловой регуляции мышления и психологии неопределенности.

На кафедре работает 5 докторов наук, 14 кандидатов наук, заслуженные профессора и преподаватели МГУ. Наряду со штатными преподавателями и научными сотрудниками кафедры, в учебном процессе участвуют ведущие специалисты из академических психологических учреждений Москвы.

Выпускники кафедры становятся исследователями, преподавателями психологии или занимаются прикладной психологией. Многолетний опыт показывает, что при наличии фундаментальной психологической подготовки они легко осваивают конкретные профессиональные компетенции в любой сфере трудоустройства.


Кафедра общей психологии на философском факультете МГУ была создана в 1942 году Сергеем Леонидовичем Рубинштейном, впоследствии кафедрой руководили: Борис Михайлович Теплов (1949-1951), Алексей Николаевич Леонтьев (1951-1966), а с момента образования факультета психологии МГУ в 1966 году А.Н. Леонтьев основал и возглавил современную кафедру общей психологии (до 1970 г. называвшуюся кафедрой общей и прикладной психологии), которой (как и факультетом в целом) А.Н. Леонтьев руководил до своей кончины в 1979 г.

В последующие годы заведующими кафедрой были профессора Алексей Александрович Бодалёв, Олег Константинович Тихомиров, Виктор Федорович Петренко, Борис Сергеевич Братусь, Дмитрий Викторович Ушаков.

В настоящее время кафедру возглавляет доктор психологических наук, профессор Татьяна Васильевна Корнилова.


+7 495 629-59-68 kop-msu@mail.ru

Кафедра в составе философского факультета 

Кафедра общей психологии является преемницей кафедры психологии, созданной в структуре философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова 1 октября 1942 г. в самый разгар Великой Отечественной войны. Организатором этой первой в истории Московского университета кафедры психологии был выдающийся отечественный психолог — профессор, член-корреспондент Академии наук СССР Сергей Леонидович Рубинштейн. 

Он же стал её первым заведующим (1942-1949). В последующие годы кафедрой и отделением заведовали: Борис Михайлович Теплов (1950 г.), Алексей Николаевич Леонтьев (1951–1966 годы).

Единой основой учебной и научной работы стала созданная на кафедре Общепсихологическая теория деятельности. В конкретно-научном плане развивались такие направления, как изучение функционального психического развития (А.Н. Леонтьев), нейропсихологические исследования, проблема локализации высших психических функций и их восстановления после локальных поражений мозга (А.Р. Лурия), психофизиология сенсорных процессов (Е.Н. Соколов), исследование процессов управления формированием умственных действий (П.Я. Гальперин) и др. В структуре кафедры стали создаваться научные лаборатории и группы, среди них — лаборатория психологии труда под руководством Ю.В. Котеловой (1956), лаборатория инженерной психологии под руководством В.П. Зинченко (1961), группа программированного обучения под руководством П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной (1963) и др.

Образование факультета психологии

Такое разнообразие требовало расширения рамок кафедры и отделения, и в 1965 г. после долгих и упорных хлопот А.Н. Леонтьева при поддержке ректора МГУ И.Г. Петровского было принято правительственное решение об открытии в университете факультета психологии.

В 1966 г. на базе кафедры и отделения психологии был создан факультет психологии. Его деканом был назначен А.Н. Леонтьев, который оставался на этом посту до своей кончины (1979). С созданием факультета прежде единая кафедра была разделена на три: кафедру общей и прикладной психологии (заведующий А.Н. Леонтьев), кафедру психофизиологии и нейропсихологии (заведующий А.Р. Лурия) и кафедру педагогики и педагогической психологии (заведующая Н.Ф. Талызина).

Под руководством А.Н. Леонтьева

В 1970 г. в результате преобразования структуры факультета была создана кафедра общей психологии. Ее заведующим стал А.Н. Леонтьев.

Период, когда кафедрой руководил А.Н. Леонтьев (1970-1979 годы), был временем разработки и создания общепсихологических, методологических основ исследовательской и педагогической работы для всех областей психологической науки и практики. Важнейшие направления исследований: восприятие, функционирование зрительной системы, переработка информации, психофизиологические механизмы деятельности оператора, оценка скорости и расстояния, психология памяти, мышления, нахождения эвристических приемов решения сложных задач (А.Н. Леонтьев, Ю.Б. Гиппенрейтер, О.К. Тихомиров, Е.П. Кринчик, С.Д.Смирнов, В.Я. Романов, Б.М. Величковский, М.Б. Михалевская, А.Г. Асмолов, В.Ф. Петренко, А.Д. Логвиненко, В.В. Столин, Л.В. Бороздина, А.А. Пузырей, В.В. Петухов и другие). Работа по изучению эмоциональных состояний и процессов велась под руководством О.В. Овчинниковой (В.К. Вилюнас, Н.И. Наенко, Е.Е. Насиновская и другие). В 1976 г. из состава кафедры выделилась проблемная лаборатория восприятия, исследования которой были сосредоточены на изучении сенсомоторной координации организации движения глаз в построении перцептивного образа (заведующий А.Н. Леонтьев; 1979 – 1992 гг. — А.Д. Логвиненко; 1992 – 2006 гг. — В.В. Любимов; 2006 – по настоящее время — Г.Я. Меньшикова). В последние годы жизни А.Н.Леонтьева на кафедре была начата подготовка программ по психологии личности,  первые две программы были разработаны В.В. Столиным и Б.С. Братусем. Позже в качестве отдельной выделилась кафедра психологии личности.

К началу 1970-х гг. было издано первое учебное пособие по практикуму под редакцией А.Н. Леонтьева и Ю.Б. Гиппенрейтер (1972). В 1980 г. практикум возглавила М.Б. Михалевская, которая провела его модернизацию (как Общего практикума) и под руководством которой была начата работа по созданию курса экспериментальной психологии Т.В. Корниловой. Курс стал базовым и подкрепленным современным учебником (Корнилова, 2011-2023). В 1988 г. руководил общим практикумом  И.А. Васильев, в 1998 г. — А.Н. Гусев. В 2003 г.  практикум стал самостоятельным подразделением, руководителем которого стал В.В. Петухов. Этот практикум и стал основой для новой кафедры — методологии психологии.

Была создана серия учебных хрестоматий по всем разделам курса общей психологии (1975– 1983): по проблемам ощущения, восприятия, памяти, мышления, индивидуальных различий, эмоций, личности. Вдохновителем этой работы была Ю.Б. Гиппенрейтер, кроме нее соредакторами разных выпусков были М.Б. Михалевская, В.Я. Романов, А.А. Пузырей, В.В. Петухов, В.К. Вилюнас. В 2000–2002 гг. все тома хрестоматии вышли вторым, по существу, новым изданием — заново переработанными и значительно расширенными. 

В 1980 г. под редакцией П.Я. Гальперина и А.Н. Ждан была подготовлена первая Хрестоматия по истории психологии, которая в дальнейшем неоднократно переиздавалась.

80-е годы

После кончины А. Н. Леонтьева (1979) заведующим кафедрой общей психологии был назначен профессор, действительный член Академии педагогических наук СССР Алексей Александрович Бодалев. В 1989 году к руководству кафедрой пришел профессор Олег Константинович Тихомиров.

В период руководства кафедрой А.А. Бодалева именно на кафедре общей психологии были разработаны первые программы по курсам, которых до этого не было на факультете – экспериментальной психологии (Корнилова Т.В.) и психодиагностики (Шмелев А.Г., Столин В.В.).

В 1984 г. появился первый учебник по психологии мышления О.К. Тихомирова. После выборов заведующим О.К.Тихомирова кафедра пополнилась сотрудниками, ранее входившими в его хоздоговорную лабораторию (Васильев И.А., Березанская Н.Б., Войскунский А.Е.).

Важный вклад в этот период был внесен сотрудниками кафедры в психологию познания, в разработку гуманитарной парадигмы, в развитие культурно-исторического подхода в психологии, в создание оригинальных концепций смысловой регуляции мышления (школа О.К. Тихомирова) и смысловых образований личности, историко-эволюционного подхода к изучению личности, в разработку общепсихологической концепции психического здоровья и выявление критериев нормального и аномального развития личности, в исследования механизмов и форм эмоциональной жизни и мотивации поведения (А.Г. Асмолов, Л.В. Бороздина, Б.С. Братусь, В.К. Вилюнас, Е.Е. Насиновская, А.А. Пузырей, Е.И. Шлягина, Е.В. Субботский и другие).

В 1983 г. при кафедре была сформирована лаборатория общения (А.А. Бодалев. С 1990 г. — В.Ф. Петренко). Главной темой возглавляемого им коллектива стала разработка нового направления отечественной науки — экспериментальной психосемантики. Работы лаборатории получили высокую оценку, которая выразилась, в частности, в избрании В.Ф. Петренко в 1997 г. членом-корреспондентом Российской академии наук и присуждении ему академической премии им. С.Л. Рубинштейна (1999).

Новой линией работы кафедры стали: психология компьютеризации, анализ преобразований операциональной структуры деятельности и мотивационно-смысловой регуляции, опосредствованной информационными технологиями (О.К. Тихомиров, Ю.Д. Бабаева, Л.Н. Бабанин, Н.Б. Березанская, И.А. Васильев, А.Е. Войскунский, Т.В. Корнилова и другие). Анализ интеллектуальной деятельности как решения проблем был дополнен новым аспектом — психологией принятия решений.

Современность

На кафедре впервые в стране была начата работа по систематическому изучению психологических аспектов посттравматических стрессовых расстройств, и в 1990 г. группа, возглавляемая М.Ш. Магомед-Эминовым, была выделена в самостоятельную структуру — лабораторию по изучению личности в экстремальной стрессовой ситуации. В 2004 г. эта лаборатория была преобразована в кафедру экстремальной психологии и психологической помощи, которая в 2016 году разделилась на две кафедры — кафедру экстремальной психологии и кафедру психологической помощи и ресоциализации. Говоря о новых структурных подразделениях факультета, созданных за последние 15 лет на основе (и кадровой, и идейной) кафедры общей психологии, назовем кафедру психологии и инженерии знания (1989, заведующий Б.М. Величковский), кафедру психологии личности (1998, заведующий А.Г. Асмолов), кафедру методологии (2003, заведующий В.В. Петухов, затем Ю.П. Зинченко).

В 1999 г. исполняющим обязанности заведующего кафедрой был назначен профессор, член-корреспондент Российской академии наук Виктор Федорович Петренко. В 2001 г. заведующим кафедрой был избран профессор, член-корреспондент Российской академии образования Борис Сергеевич Братусь.

С 2017 по 2023 год заведующим кафедрой был профессор, академик Российской академии наук Дмитрий Викторович Ушаков. Его усилиями была создана новая межкафедральная специализация «Большие данные, искусственный интеллект и когнитивные системы».

С 2023 г. кафедру возглавляет профессор Т.В. Корнилова.

Достижения и награды

Среди главных достижений кафедры в первую очередь следует отметить возникновение и развитие:

  • общепсихологической теории деятельности;

  • смысловой теории мышления;

  • теоретической и прикладной психосемантики;

  • целостной концепции истории психологии;

  • оснований отечественной зоопсихологии;

  • фундаментальных исследований в области методологии и философии психологии;

  • исследований интеллектуальных способностей;

  • исследований в области принятия решений и неопределенности;

  • основ христианской психологии;

  • исследований автобиографической памяти;

  • исследований в области измененных состояний сознания.

Награды:

Награды МГУ имени М.В.Ломоносова за преподавательское мастерство:

  • Е.Е. Соколова – лауреат Ломоносовской премии за педагогическую деятельность (2004 г.); а также получила почетное звание «Заслуженный преподаватель Московского университета» (2010 г.).

  • Е.В. Битюцкая – победитель Первого конкурса молодых преподавателей МГУ имени М.В. Ломоносова (2012 г.).

Награды за научные и учебные издания:

  • Братусь Б.С., Соколова Е.Е., Нуркова В.В., А.Н. Гусев, М.В. Фаликман – лауреаты XIX Национального конкурса «Золотая Психея» Премия Российского Психологического Общества за лучший учебник по психологии (2012 г.).

  • Б.С. Братусь – победитель конкурсов «Золотая психея» в номинации «книга года по психологии» (Христианская психология в контексте научного мировоззрения, коллективная монография 2017 г.; Аномалии личности. Психологический подход, монография, 2019 г.)

  • Т.В. Корнилова – победитель Конкурса работ, способствующих решению задач Программы развития Московского университета в номинации «Выдающиеся публикации», категория 1 (2019, 2023); победитель конкурса на лучший учебник среди преподавателей высших учебных заведений в номинации «Психология и педагогика» (2005 г.), лауреат конкурса «300 лучших учебников для высшей школы в честь 300летия Санкт-Петербурга» (2004).

  • В.В. Нуркова – победитель Конкурса работ, способствующих решению задач программы развития Московского университета, в номинации «Выдающиеся публикации» (категория «научные монографии, имеющие выдающееся значение для развития науки и образования» 2019 г.), лауреат XXI Национального конкурса «Золотая Психея» (2019 г.).

  • В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская – лауреаты конкурсов «Выбор вузов России» – (Общая психология: учебник для вузов, 2012, 2013 г.), «Лучший учебник» (Конкурс V съезда РПО за учебник «Психология» для вузов).

Другие награды:

  • А.Н. Ждан – «Патриарх российской психологии» почетное звание Национального конкурса «Золотая Психея» (2021 г.)

  • Б.С. Братусь – премия Национального конкурса «Золотая Психея» «Событие года в жизни сообщества»: «7-я Международная конференция православных психотерапевтов «Христианская психология между человеком и миром: свобода, ответственность, личность» (2017 г.)

  • Е.Е. Васюкова - медаль «За вклад в подготовку празднования 70-летия победы в Великой отечественной войне» (Муниципальная академия, Россия, 2014 г.).

  1. Философия и история психологии. 
    В рамках факультетского направления «Культурно-деятельностная психология развития психики, сознания и личности».
    Руководители – профессор Б.С. Братусь, профессор А.Н. Ждан.
  2. Когнитивные процессы и функциональные состояния: общепсихологический, нейропсихологический и психофизиологический анализ. 
    В рамках факультетского направления «Психология познания и когнитивных процессов: общепсихологический, нейропсихологический, психофизиологический анализ». 
    Руководитель – профессор Т.В. Корнилова.
  3. Психологические особенности познавательной деятельности и коммуникации в информационном обществе. 
    В рамках факультетского направления «Применение информационных технологий супервычислений в фундаментальных и прикладных психологических исследованиях и образовании». 
  • Специализация «Психология познания и деятельности субъекта»
  • Магистерская программа «Теоретическая и экспериментальная психология»