# #

Кафедра психологии образования и педагогики

Кафедра психологии образования и педагогики была основана в декабре 1966 года на базе межфакультетской кафедры педагогики МГУ, и первоначально называлась кафедра педагогики и педагогической психологии.

Чем уникальна кафедра?

  • применением оригинальных и современных методов исследования, в том числе методов экспериментально-генетического исследования закономерностей психического развития и планомерного формирования психологических новообразований;
  • обширным международным сотрудничеством с университетами Европы и Азии;
  • масштабными исследованиями, в которых принимают участие уже более 20.000 дошкольников и школьников из различных регионов Российской Федерации и других стран: вместерастем.рф;
  • проведением ежегодной летней психологической школы, на которой встречаются молодые ученые со всей страны;
  • систематической популяризацией результатов исследований: Telegram: @VmesteRastem

Скачать брошюру.

Со времени основания кафедры по 1995 г. её заведующим была академик РАО, профессор Нина Фёдоровна Талызина.

С 1995 по 2004 гг. кафедру возглавил доктор психологических наук, профессор Ислам Имранович Ильясов.

С 2004 по 2012 гг. кафедрой руководил доктор психологических наук, профессор Сергей Дмитриевич Смирнов.

С 2012 по 2017 гг. кафедру психологии образования и педагогики возглавлял доктор психологических наук, заслуженный профессор МГУ Андрей Ильич Подольский.

С 2017 г. по настоящее время заведующим кафедрой является доктор психологических наук, академик РАО, профессор Александр Николаевич Веракса.


Телефон: (495) 629-58-23 

Электронная почта: pedpsychology@mail.ru

Кафедра психологии образования и педагогики была основана в декабре 1966 года на базе межфакультетской кафедры педагогики МГУ, и первоначально называлась кафедра педагогики и педагогической психологии. Одновременно в составе кафедре начала работать лаборатория программированного обучения, которая затем была переименована в лабораторию педагогической психологии. Позднее при кафедре был также открыт центр по переподготовке преподавателей школ и вузов. Со времени основания кафедры по 1995 год её заведующим была академик РАО, профессор Нина Фёдоровна Талызина.

В 1995 г. кафедру возглавил доктор психологических наук, профессор Ислам Имранович Ильясов, а Нина Фёдоровна продолжила руководить лабораторией педагогической психологии и центром по переподготовке преподавателей.

В 2004 г. кафедра педагогики и педагогической психологии была объединена с кафедрой педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе факультета психологии МГУ, которой с 1988 по 2004 год руководил доктор психологических наук, профессор Сергей Дмитриевич Смирнов. С 2004 по 2012 г. он являлся руководителем объединенной кафедры, получившей новое название – кафедра психологии образования и педагогики. С 2012 по 2017 гг. кафедру психологии образования и педагогики возглавлял доктор психологических наук, заслуженный профессор МГУ Андрей Ильич Подольский.

С 2017 г. по настоящее время заведующим кафедрой является доктор психологических наук, академик РАО, профессор Александр Николаевич Веракса.

На момент основания кафедры педагогики и педагогической психологии на ней работали: Н.Ф. Талызина, Е.И. Руднева, А.В. Зосимовский, В.П. Беспалько, В.П. Сохина, Н.Г. Салмина, Г.А. Буткин, Т.В. Габай, И.А. Володарская, И.П. Калошина. В 70-х годах на кафедру пришли работать З.А. Решетова, В.Я. Ляудис, Г.Е. Залесский, О.Я. Кабанова, И.И. Ильясов, А.Ф. Ануфриев, О.Е. Мальская, И.Л. Можаровский, Н.А. Рождественская; в 80-х – А.Н. Подьяков, И.Н. Погожина, Ю. Карпов; в 90-х – Л.И. Айдарова, Т.О. Гордеева, М.А. Степанова и другие.


Кафедра осуществляет подготовку студентов по трем направлениям:

  • Исследования в области педагогической психологии. Исследователи в области педагогической психологии приобретают умения, необходимые для проведения научного изучения познавательного и личностного развития в процессах обучения и воспитания. Это предполагает овладение методами анализа современного состояния отдельных областей педагогической психологии, методами постановки проблем исследования и формулирования гипотез, проведения эмпирических исследований для их проверки, написания научных отчетов и публикаций по результатам проведенных исследований.
  • Психологическая практика в сфере образования. Будущие психологи-практики в сфере образования обучаются методам оценки и совершенствования образовательного процесса в разного типа организациях (детских садах, школах, учреждениях средне-специального и высшего образования), а также на предприятиях, где занимаются обучением и развитием персонала. Студенты обучаются методам диагностики и коррекции познавательного и личностного развития детей и взрослых. Они также овладевают способами разработки новых методик и развивающих образовательных программ.
  • Преподавание педагогической психологии и практических психологических дисциплин. Подготовка к деятельности по преподаванию психологии предполагает овладение методами построения содержания и процесса обучения педагогической психологии различных контингентов учащихся.

На кафедре проводятся:

  • Исследования в сфере разработки и совершенствования деятельностной теории учения;
  • Исследования структуры, свойств и факторов учебной деятельности, закономерностей познавательного и личностного развития субъектов образовательного процесса;
  • Исследования в сфере учебной мотивации и мотивации достижения в образовании;
  • Исследования в сфере практической психологии образования;
  • Исследования особенностей психического развития детей в различных образовательных средах и развивающего эффекта различных образовательных технологий;
  • Теоретические и методологические исследования в области педагогической психологии и психологии образования.

Веракса А.Н., заведующий кафедрой, доктор психол. наук, профессор, академик РАО, veraksa@yandex.ru:

  1. Роль саморегуляции в академической и социальной успешности: лонгитюдное исследование. 

  2. Взаимосвязь физического развития и саморегуляции в дошкольном и школьном возрасте. 

  3. Влияние образовательной среды детского сада на психическое развитие дошкольника. 

  4. Возможности использования символизации для освоения различного содержания дошкольниками: культурно-исторический подход. 

  5. Влияние просмотра ТВ и использования современных медиа на когнитивное и эмоциональное развитие дошкольников и младших школьников. 

  6. Возможности применения проектной деятельности в работе с детьми.

Бухаленкова Дарья Алексеевна, кандидат психол. наук, доцент d.bukhalenkova@inbox.ru:  

  1. Изучение особенностей развития регуляторных функций у детей дошкольного возраста. 

  2. Изучение особенностей эмоционально-личностного развития дошкольников. 

  3. Изучение развития математических знаний и умений в старшем дошкольном возрасте. 

  4. Оценка образовательной среды дошкольных учреждений.

Гаврилова Маргарита Николаевна, кандидат психол. наук, научный сотрудник gavrilovamrg@gmail.com:

  1. Факторы школьной адаптации: современные методы исследования.  
  2. Эмоциональное развитие ребенка: основные этапы, культурные особенности и возможности развития.
  3. Игровые технологии в формировании высших психических функций.
  4. Психологические основы экспертизы детских игрушек.

Глотова Галина Анатольевна, доктор психол. наук, профессор, galina.glotova1@mail.ru

  1. Подходы к анализу исследовательских действий в разных психологических школах. 

  2. Типы ориентировочно-исследовательских усилий дошкольников. 

  3. Изучение исследовательских и творческих действий с позиции «синергетической метафоры». 

  4. Исследовательские компетенции и формирование специалистов исследовательского типа. 

  5. Сравнительный анализ разновидностей культурно-деятельностных теорий учения в отечественной психологии. 

  6. Проблема поэтапного формирования системы понятий деятельностной теории учения. 

Гордеева Тамара Олеговна, доктор психол. наук, профессор, tamgordeeva@gmail.com:  

  1. Мотивация достижения, саморегуляция и учебная успешность. 

  2. Предикторы одаренности. Мотивационные и личностные особенности одаренных детей и подростков. Одаренность, талант, выдающиеся достижения – врождено или рукотворно? 

  3. Настойчивость и ее источники у обычных и одаренных (успешных) подростков. 

  4. Оптимизм и конструктивное мышление как источник благополучия и успешности в деятельности. 

  5. Детско-родительские отношения как источник мотивации достижения и благополучия подростков. 

  6. Психология интереса. Интерес, поток, внутренняя мотивация учебной деятельности при разных системах обучения. 

  7. Учебный обман как форма девиантного поведения школьников: причины и пути преодоления. 

  8. Кросс-культурные исследования оптимизма и психологического благополучия. 

  9. Образовательные среды: их оценка и роль в развитии мотивации школьников. 

  10. Интерес, внутренняя мотивация, поток, сравнительный анализ понятий. 

  11. Факторы демотивации в современных школах. Почему дети не хотят учиться? Мотиваторы и демотиваторы в современных школах (отметки, стиль общения, требования, правила). 

  12. Отношения учитель-ученик как источник благополучия и успешности школьников. 

  13. Стиль взаимодействия учителя с ребенком как предиктор (источник) учебной мотивации. 

  14. Самомотивация и мотивация саморазвития, источники и следствия. 

  15. Образовательные среды в разных культурах и их роль в академических достижениях. 

  16. Гендерные различия в способностях и мотивации, их происхождение и средовые источники. 

  17. Мотивация и демотивация в школе и в университете – причины, стратегии развития и поддержания. 


Ильясов Ислам Имранович, доктор психол. наук, профессор:  

  1. Психология учения и психологическое консультирование. 

  2. Образование и развитие личности. 

  3. Концепции развивающего обучения в отечественной педагогической психологии. 

  4. Концепции развивающего обучения в зарубежной педагогической психологии. 

  5. Индивидуальные различия в познавательных способностях и их учёт в обучении. 

  6. Формирование «глубокого» подхода к учению. 

  7. Самосознание личности в регуляции деятельности учения. 

  8. Понимание учебных и научных текстов в ситуациях терминологической неоднозначности. 

  9. Творческие способности и деятельность учения. 

  10. Формирование эвристических приемов решения творческих задач. 


Погожина Ирина Николаевна, доктор психол. наук, профессор:

  1. Проблемы информационно-психологической безопасности личности. 

  2. Искусство ведения споров и дискуссий. 

  3. Позволительные и непозволительные уловки в споре. 

  4. Место и роль непозволительных уловок в структуре дискуссии (психологический анализ). 

  5. Исследование способов демонстрации тезиса и алгоритмов оценки силы аргументации оппонента в процессе дискуссии. 

  6. От чего зависит беседа в споре? 

  7. Соотношение когнитивных и личностных характеристик эффективного спорщика. 

  8. Типы личности как фактор выбора стратегии и тактики спора. 

  9. Психологические факторы убедительности аргумента. 

  10. Психологические факторы, влияющие на изменение позиции собеседника в ситуации нормативно структурированной дискуссии. 

  11. Умение дискутировать как фактор ведения переговорного процесса. 

  12. Влияние намерений участников переговорного процесса на изменение структуры дискуссии. 

  13. Дискуссия как метод формирования критического мышления (проблема формирования критического мышления). 

  14. Когнитивное консультирование через призму проблемы ведения дискуссий (спор с собой). 

  15. Критическая дискуссия как метод профилактики конфликтов в семейной психотерапии. 

  16. Искусство ведения дискуссии как фактор создания эффективного рекламного продукта. 

  17. Эгоцентризм у взрослых: применимы ли характеристики дооперационального интеллекта к мышлению взрослых? 

  18. Проблема соотношения децентрации и развития интеллектуальных структур у детей. 

  19. Исследование интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. 

  20. Логическое и психологическое: психолого-педагогический подход. 


Руднова Наталья Александровна, канд. психол. наук, науч. сотрудник rudnova.na@yandex.ru:

  1. Особенности прокрастинации студентов в связи с учебной мотивацией.

  2. Отчуждение от учебы как предиктор прокрастинации (на материале студентов).

  3. Связь перфекционизма с академическими достижениями.

  4. Особенности связи черт личности с использованием цифровых технологий в процессе обучения.

  5. Психологическое благополучие в контексте использования цифровых технологий в процессе обучения.


Степанова Марина Анатольевна, доктор психол. наук, доцент, marina.stepanova@list.ru

  1. Психологические особенности исследовательской и проектной деятельности подростков. 

  2. Психологическая готовность к школьному обучению (разные аспекты, в том числе сравнение детей 5-6 и 6-7 лет). 

  3. Мотивационная (или личностная) готовность к школе детей с разным опытом дошкольного воспитания (домашнего и детсадовского; традиционного и обогащенного). 

  4. Сравнительный анализ особенностей адаптации пятиклассников к условиям обучения в средней школе в зависимости от специфики обучения в начальной школе (предметный характер обучения, эффективная начальная школа). 

  5. Формирование учебных действий (различные аспекты в зависимости от сформированности внутреннего плана, возраста, программы обучения и т.п.) – работа по методике поэтапного формирования П.Я.Гальперина. 

  6. Диагностический потенциал шкалы поэтапного формирования П.Я.Гальперина. 

  7. Сравнение возрастного и функционального развития. 

  8. Психологические особенности формирования умственных действий у детей с нарушениями различной нозологии (РАС, глухие, умственно отсталые, с ЗПР и т.д.). 

  9. Инклюзивное обучение в сравнении со специальным. 

  10. Особенности усвоения учебных действий нормально развивающимися детьми в условиях инклюзивного обучения


Якупова Вера Анатольевна, канд. психол. наук, науч. сотр. vera.a.romanova@gmail.com:

  1. Послеродовые расстройства: факторы риска, профилактика, терапия, влияние на психическое развитие ребенка. 

  2. Родительское выгорание: факторы риска, влияние на психическое развитие ребенка. 

  3. Депрессия родителя и психическое развитие ребенка.

«Кафедра психологии образования и педагогики» в СМИ

Петербургский международный экономический форум 2021
7 июня 2021

Петербургский международный экономический форум 2021

В рамках прошедшего Петербургского международного экономического форума (2-5 июня 2021г) Александр Веракса, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, заместитель директора ПИ РАО, академик РАО принял участие в ряде сессий, а также дал интервью Российскому обществу «Знание», посвящённое роли науки в развитии общества.

Онлайн-конференции МИА «Россия сегодня» на тему «Психологические вызовы COVID-19: начало учебного года»
9 сентября 2020

Онлайн-конференции МИА «Россия сегодня» на тему «Психологические вызовы COVID-19: начало учебного года»

Заведующий кафедрой психологии образования и педагогики Александр Веракса и доцент кафедры психологии образования и педагогики Александра Долгих приняли участие в онлайн-конференции МИА «Россия сегодня» на тему «Психологические вызовы COVID-19: начало учебного года».

Тема: Covid-19