На прошедшем с 24 по 27 сентября в «Экспоцентре» Всероссийском форуме «Экосистема дошкольного детства» представители факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований представили результаты исследований, проведенных в рамках проекта «Растем вместе».
«Воображение дошкольников и цифровая игра: есть ли связь?» — ответ на этот вопрос искала Дарья Бухаленкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации ФНЦ ПМИ.
Опираясь на исследования, спикер проинформировала аудиторию о влиянии цифровых игр на детей, и прежде всего на развитие воображения, сообщив, что характер этого влияния зависит не только от факта игры, но и от ее содержания, формата и эмоциональной составляющей. Создание сбалансированной игровой среды, по мнению исследователя, может стать ключевым элементом в формировании креативного мышления у подрастающего поколения.
«Игра и игрушка: что мы знаем о предпочтениях современных детей и как это связано с их развитием?» - эту тему исследовала Маргарита Гаврилова, кандидат психологических наук, научный сотрудник факультета психологии МГУ; научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации.
Педагоги хорошо знают, что в ходе игры дети не просто развлекаются; они реконструируют сюжеты и ситуации, обучаясь взаимодействовать друг с другом и развивая эмоциональные навыки и что игры должны вызывать положительные эмоции и стимулировать конструктивное общение между малышами.
Спикер обратила внимание слушателей на то, что выбор игрушек детьми подчеркивает важность их способности развивать воображение и социальные навыки. Таким образом, производителям игрушек недостаточно ориентироваться только на эмоциональный отклик детей. Важно обратиться к научным подходам для глубокого понимания структуры детской игры и выявления игрушек, которые действительно способствуют полноценному развитию детского воображения и взаимодействия.
«Чувство юмора у детей: зачем оно нужно и как его развивать?» доклад на эту тему представила Екатерина Ощепкова, кандидат филологических наук, научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ; ведущий научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации ФНЦ ПМИ. Ребенок с чувством юмора лучше регулирует эмоции и легче справляется со стрессом, более популярен среди сверстников, лучше усваивает нормы и правила социума, а значит – изучение юмора и его развития является интересной задачей исследователей и практиков.
Наталья Руднова, кандидат психологических наук, научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ; научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации ФНЦ ПМИ, познакомила с результатами своего исследования «Темперамент ребенка: как он влияет на эмоциональное и когнитивное развитие и можно ли его изменить?» Исследования подтвердили, что хотя свойства темперамента нельзя изменить, взрослые могут создать условия, которые способствуют их благоприятному развитию.
Выступления коллег собрали большое количество слушателей, а всего в форуме приняли участие более 2000 специалистов из различных регионов Российской Федерации: руководителей системы образования, педагогов-дошкольников, родителей, ученых и российских производителей оборудования для оснащения детских садов.