Как учить ребенка математике? Почему у одних детей математические способности ярко выражены, а другие не могут освоить даже простейших навыков? Как влияют особенности содержания и методов обучения на процесс усвоения математических понятий? Ответы на эти и другие вопросы представлены в книге Learning Mathematics by Cultural-Historical Theory Implementation (Обучение математике в контексте культурно-исторической теории), вышедшей в издательстве Springer. Редакторами книги выступили завкафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, академик РАО, докт. психол. наук, профессор А.Н. Веракса и профессор, научный сотрудник Автономного университета Тласкала (Тласкала, Мексика) Ю. Соловьева.
«Как в науке, так и в образовательной практике бытует мнение, что любой ребенок осваивает математику и математические отношения постепенно, в процессе столкновения с объектами и оперирования ими. И поскольку его мышление с возрастом все больше «отрывается» от реальных вещей, становится возможным обучение абстрактным математическим понятиям. Принципиально другой подход к пониманию как математического развития, так и к обучению математике предложен учеными и их коллегами, опирающимися на работы выдающегося профессора Московского университета Льва Семеновича Выготского, создателя культурно-исторической психологии – оригинального подхода, получившего общемировое признание. Символично, что книга вышла в год, когда впервые под руководством Московского университета в нашей стране будет праздноваться День математика», — отмечает декан факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, академик РАО, профессор Ю.П. Зинченко.
Развитие ребенка в подходе Л.С. Выготского рассматривается как процесс овладения им культурой в процессе взаимодействия со взрослыми, которые эту культуру и транслируют. Присваивая выработанные в культуре средства и формы поведения человек становится способным действовать в любой ситуации осознанно и произвольно, а это высший уровень развития. Точно так же и с математикой.
Авторы опираются на представление о том, что математика является важнейшей областью культуры, которую не освоить простым взаимодействием с окружающими объектами даже, а в которую нужно «вводить» ребенка, ставя перед ним особые задачи.
«Математическое развитие ребенка – не естественный процесс, а процесс присвоения культурных, специфических для математики знаково-символических средств и способов действий. Большая часть исследований в области усвоения математике в современном мире опираются на подход, называемый конструктивизмом, в котором утверждается важность самостоятельной учебной активности ребенка при минимальной поддержке взрослого. Культурно-исторический подход – принципиально другая парадигма, в которой взрослый организует деятельность ребенка по усвоению математических понятий и дает средства выполнения этой деятельности», — подчеркивает один из редакторов книги, профессор университета Тласкала (Мексика) Ю. Соловьева.
Авторы книги на материале разных возрастов и разных тем из области математики показывают, что для ее эффективного усвоения необходимо, во-первых, принципиальное изменение содержания начального периода обучения этой науке. Содержание должно раскрывать детям смысл математических отношений. Зачем и для каких задач возникал счет? Число? Десятичная система? Пропорциональные отношения? Совместная со взрослым деятельность, в которой ребенку предлагаются задачи, приводящие к пониманию смысла математики, согласно авторам книги, и есть та форма обучения, которая ведет не только к развитию, но и к формированию устойчивого математического интереса. Во-вторых, исследования показывают, что важную роль играет характер средств решения задач, которые предлагаются детям, они должны соответствовать специфике возраста.
«Очень важно учитывать особенности детского развития, характер ведущей деятельности ребенка в каждом возрасте. Так, в дошкольном возрасте этой деятельностью является сюжетно-ролевая игра, которая носит символический характер. Предлагать дошкольникам просто посчитать сумму чисел или измерить длину — не очень правильная в этом смысле задача, а вот найти волшебный ключ, который подойдет к замку — совсем другое дело», — говорит А.Н. Веракса.
В монографии обсуждаются как теоретические проблемы обучения математике с позиций культурно-исторического подхода, так и конкретные исследования и методики, реализованные в различных странах, указывающие на его продуктивность.
Книга стала результатом уникального объединения группы из 36 ученых из России (МГУ имени М.В.Ломоносова, ФНЦ ПМИ), США, Мексики, Бразилии, Колумбии и Швеции.
Ознакомиться с книгой можно по ссылке: https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-031-66894-4