Д. Б. Эльконин с гордостью говорил о том, что он является учеником Льва Семеновича Выготского и соратником других его учеников и последователей. Глубоко восприняв идеи этой школы, Д. Б. Эльконин в течение нескольких десятилетий оригинально их конкретизировал в своих экспериментальных и теоретических работах, создав тем самым собственное научное направление в детской и педагогической психологии.
Д. Б. Эльконин сочетал в себе талант ученого, умеющего глубоко анализировать фундаментальные научные проблемы, и способности исследователя, эффективно решающего прикладные психологические вопросы, имеющие серьезное значение для педагогической практики. Ему принадлежат замечательные теории периодизации детского развития и детской игры, а также методики обучения детей чтению. И еще одно необходимо сказать о Данииле Борисовиче — он обладал незаурядной и щедрой душой жизнелюбивого и жизнестойкого человека, сумевшего до последних дней сохранить большой ум и доброту. Он имел поистине благородный характер ученого и гражданина.
Родился Д. Б. Эльконин в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. С 1929 г. работал в этом институте; несколько лет в сотрудничестве с Л. С. Выготским изучал проблемы детской игры. С 1937 г. и до начала Великой) Отечественной войны он был учителем начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера. В этот период Д. Б. Эльконин защитил кандидатскую диссертацию, посвященную развитию речи школьников (1940).
Всю Великую Отечественную войну Д. Б. Эльконин находился в действующей армии, был награжден боевыми орденами и медалями. После войны он преподавал психологию в Военно-педагогическои институте Советской Армии. С сентября 1946 г. работал по совместительству в Институте психологии АПН РСФСР. Демобилизовавшись из армии в 1953 г. в звании подполковника, Д. Б. Эльконин стал сотрудником Института психологии в той же должности. Он последовательно заведовал лабораториями психологии младших школьников, психологии подростков, диагностики-психического развития школьников. В 1962 г. он защитил докторскую диссертацию, в 1968 г. был избран членом-корреспондентом АПН СССР. Многие годы он преподавал на факультете психологии Московского университета.
Свои исследования по детской психологии Д. Б. Эльконин Проводил в тесном сотрудничестве с такими учениками Л. С. Выготского, как А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин. Д. Б. Эльконин поддерживал обширные и плодотворные научные связи с детскими и педагогическими психологами других стран (ГДР, НРБ, ПНР и др.), в частности с теми американскими учеными, которые опирались в своих исследованиях на идеи Л. С. Выготского (с Дж. Брунером, Ю. Бронфенбреннером, М. Коулом, Дж. Вертчем и др.).
Перу Д. Б. Эльконина принадлежит несколько монографий и много научных статей, посвященных проблемам теории и истории детства, его периодизации, психического развития детей разных возрастов, психологии игровой и учебной деятельности, психодиагностики, а также вопросам развития речи ребенка и обучения детей чтению. Даниил Борисович посвятил несколько статей научным взглядам Л. С. Выготского и неоднократно выступал с докладами о нем в различных аудиториях.
Список основных научных трудов Д. Б. Эльконина
- Локальное действие постоянного электрического тока на спинномозговую инервацию мышцу / Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. М.; Л., 1929.
- Опыт включения детей в произвольный труд // Дети у станка. М.; Л., 1931.
- Учение об условных рефлексах. М.; Л., 1931.
- Развитие коллективов у детей // Учебник педологии для техникумов. Часть II. М.; Л., 1932.
- Букварь: Учебник русского языка для мансийской начальной школы. Л., 1938.
- Методические указания к букварю и учебнику русского языка для II класса мансийской и хантыйской начальной школы. Л., 1939.
- Картинки для бесед-уроков на русском языке. Л., 1940. (Совместно с П. Н. Жулевым.)
- Устная и письменная речь школьников (рукопись), 1940.
- Первая книга по русскому языку для школ народов Крайнего Севера. Л., 1946.
- Методические указания к первой книге по русскому языку для школ народов Крайнего Севера. Л., 1946.
- Развитие конструктивной деятельности дошкольников (рукопись), 1946.
- Психологические вопросы игры дошкольника // Дошкольное воспитание. 1947. № 11.
- Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948.
- Игра и психическое развитие ребенка-дошкольника // Труды Всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. М., 1949.
- Творческие игры дошкольника//Семья и школа. 1949. № 11.
- Русский язык: Учебное пособие для II класса школ народов Крайнего Севера. М.; Л., 1950.
- Мышление младшего школьника/ Очерки психологии детей. М., 1951.
- Некоторые проблемы высшей нервной деятельности и детская психология// Советская педагогика. 1951. № 11.
- Психологические вопросы огневой подготовки. М., 1951.
- Психологические основы овладения приемами стрельбы//Военно-педагогический сборник. 1952. № 11.
- Особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем у детей дошкольного возраста//Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 64.
- Вопросы развития психики детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина//Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 64.
- Психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу // Психология. М., 1956.
- . Общая характеристика психического развития детей // Психология. М., 1956. (Совместно с А. В. Запорожцем.)
- Психическое развитие школьников//Психология. М., 1956. (Совместно с Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной.)
- Совещание по психологии личности//Вопр. психологии, 1956. № 1.
- Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты//Вопр. психологии. 1956. № 5.
- Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. М., 1957.
- Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста//Доклады АПН РСФСР. 1957. № 1.
- Проблема установки, ее теория и факты//Вопр. психологии. 1957. № 3.
- Предисловие//Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте. М., 1957.
- Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте/Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1957.
- Воспитательное значение сюжетной ролевой игры//Дошкольное воспитание. 1958. № 1.
- Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.
- Реформа школы и задачи психологии. (Совместно с А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным.)//Вопр. психологии. 1959. № 1.
- Формирование умственного действия словоизменения и его значение для обучения грамоте//Доклады АПН РСФСР. 1959. № 3.
- Ступени формирования действия начального чтения: Тезисы докладов на 1-м съезде Общества психологов. М., 1959.
- Концепция формирования умственных действий и ее критика Ю. А. Самариным// Вопр. психологии. 1958. № 6.
- Формирование действия слогового чтения//Доклады АПН РСФСР. 1959. № 4.
- Некоторые итоги изучения психического развития детей дошкольного возраста//Психологическая наука в СССР. Т. 2. М., 1960.
- Детская психология. М., 1960.
- Психологию на службу коммунистическому воспитанию//Вопр. психологии. 1960. № 4.
- Опыт психологического исследования в экспериментальном классе//Вопр. психологии. 1960. № 5.
- Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте//Вопросы психологии обучения и воспитания. Киев, 1961.
- Букварь (экспериментальный). М., 1961.
- Психологическое исследование усвоения знаний в начальной школе// Советская педагогика. 1961. № 9.
- Экспериментальный анализ начального обучения чтению//Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. М., 1962.
- Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962.
- О теории начального обучения//Народное образование. 1963. № 4.
- Некоторые психологические проблемы построения учебных программ. (Совместно с В. В. Давыдовым.)//Тезисы докладов 2-го съезда Общества психологов. М., 1963. Вып. 5.
- Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе. (Совместно с А. В. Запорожцем, П. Я. Гальпериным.)//Вопр. психологии. 1963. № 5.
- К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. (Совместно с Л. Е. Журовой.)//Сенсорное воспитание. М., 1963.
- Проблемы психологии детской игры//Дошкольное воспитание. 1964. № 4.
- Предисловие// (Совместно с А. В. Запорожцем.) Психология детей дошкольного возраста. М., 1964.
- Развитие речи//Психология детей дошкольного возраста. М., 1964.
- Развитие мышления (Совместно с А. В. Запорожцем, В. П. Зинченко.)// Психология детей дошкольного возраста. М., 1964.
- Психология детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эль-конина. М., 1964.
- Некоторые психологические особенности личности подростка (Совместно с Т. В. Драгуновой.)//Советская педагогика. 1965. № 12.
- Предисловие (Совместно с А. В. Запорожцем.)//Психология личности и деятельности дошкольника. М., 1965.
- Психология игры в дошкольном возрасте. Психология личности и деятельности дошкольника. М., 1965.
- Развитие личности ребенка-дошкольника//Психология Личности и деятельности дошкольника. М., 1965.
- Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1965.
- Основные вопросы теории детской игры//Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966.
- Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения. Возрастные возможности усвоения знаний. М., 1966.
- Возрастные возможности усвоения знаний/Под ред. В. В. Давыдова. М., 1966.
- Символика и ее функция в игре//Дошкольное воспитание. 1966. № 3.
- К вопросу о методологии и методике изучения психического развития детей// XVIII Международный конгресс психологии: Симпозиум 29. М., 1966.
- Проблема обучения и развития в трудах Л. С. Выготского//Вопр. психологии. 1966. № 6.
- Проблема, метод и организация исследования//Возрастные особенности младших подростков. М., 1967.
- Учебная деятельность: место учебной деятельности в жизни подростков-пятиклассников. Возрастные особенности младших подростков. М., 1967.
- Взрослость, ее содержание и формы проявления у младших подростков. (Совместно с Т. В. Драгуновой.)//Возрастные особенности младших подростков. М., 1967.
- Возрастные особенности младших подростков/Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967.
- К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления. (Совместно с П. Я. Гальпериным.) // Дж. Флейвелл. Генетическая психология Ж. Пиаже. М.. 1967.
- Проблема периодизации психического развития: Тезисы Всесоюзного съезда психологов. М., 1968. Т. 1.
- Проблема акселерации психического развития детей: Труды VIII конференции по морфологии и физиологии. М., 1969.
- Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте: Материалы симпозиума: Особенности подросткового возраста//1Х научная конференция по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1969.
- Связь обучения и психического развития//Экспериментальные исследования по проблеме перестройки начального обучения. Тбилиси, 1969.
- Вопросы психического развития. (Совместно с М. И. Лисиной.)//Вопросы детской и педагогической психологии на XVIII Международном психологическском конгрессе. М., 1969.
- Букварь (экспериментальный). Ч. 1. М., 1969.
- Психологические условия развивающего обучения//0бучение и развита , Киев, 1970.
- О психологических механизмах преодоления центрации: Материалы IV съезда | психологов СССР. (Совместно с В. А. Недоспасовой.) Тбилиси, 1971.
- К вопросу о переходных периодах в психическом развитии: Материал 1 IV съезда психологов СССР. Тбилиси, 1971.
- К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте, Вопр. психологии. 1971. № 4.
- Психологические проблемы в связи с обучением по новым программам: Объединенная сессия АПН и АМН СССР. М., 1971.
- Психологические проблемы в связи с обучением по новым программам/ Вестник АМН СССР. 1971. № 4.
- Букварь (экспериментальный). Ч. 2. М., 1972.
- Еще о психологических механизмах первоначального обучения чтению/ Советская педагогика. 1973. № 1.
- Об экспериментальном букваре//Начальная школа. 1973. № 4.
- Повышение качества работы сельской школы и задачи психологии// Воп. психологии. 1974. № 1.
- Психологический анализ некоторых трудностей при усвоении новых програм» Материалы симпозиума психологов. Ч. 1. Тбилиси, 1974.
- Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
- К проблеме контроля возрастной динамики психического развития//» диагностике психического развития. Таллинн, 1974.
- Психология дошкольной игры//Психологические основы воспитания и обуч< ния в дошкольном возрасте. М., 1975.
- Как учить детей читать. М., 1976.
- Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей//Дошкольное воспитание. 1976. № 5.
- Психологические механизмы преодоления центрации в мышлении детей: Тезисы советских психологов к XXI Международному конгрессу. М., 1976.
- Вклад Л.С. Выготского в разработку психологии игры// Вопр. психологи» 1976. № 6.
- О формировании предметных действий у детей: Тезисы докладов V Всесоюзного съезда психологов. М., 1977.
- Актуальные вопросы исследования периодизации психического развития детей. Проблемы периодизации психики в онтогенезе. М., 1976.
- Психология игры. М., 1978.
- Достижения и проблемы дальнейшего развития детской психологи] в СССР. Вопр. психологии. 1978. № 1.
- Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве//Вестни] МГУ. Сер. 14, 1978. № 3.
- Основные вопросы современной психологии детей в школьном возрасте/, Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1979.
- Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте//Игра » ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 1979.
- Вклад ранних исследований А. Н. Леонтьева в развитие теории деятельности. Вестник МГУ. Сер. 14, 1979. № 4.
- Право детей на счастливое детство и пути развития психологических знаний/ Вопр. психологии. 1979. № 5.
- Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи. Психодиагностика и школа. Таллин, 1980.
- Некоторые вопросы диагностики психического развития./ Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития. М., 1981.
- Л. С. Выготский сегодня. Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. М., 1981.
- Проблемы детской психологии в трудах А. Н. Леонтьева//А. Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983.
- Воспоминания о соратнике и друге. Там же.
- Проблемы прогноза и коррекции в диагностике психического развития: Тезисы научных сообщений к VI съезду психологов. Ч. II. М., 1983.
- Размышления над проектом // Коммунист. 1984. № 3.
- Послесловие и комментарии к IV тому Собр. соч. Л. С. Выготского. М., 1984.
- Письма начинающей учительницы. (Рукопись.)
- Букварь (для шестилеток). (Рукопись.)