Психологическая мысль развивалась в Московском университете с момента его основания. В ХVIII в. психология еще не являлась самостоятельным предметом и разрабатывалась учеными разных специальностей – профессорами философии, физиологии, медицины, биологии. Ее истоки восходят к основателю нашей Alma mater - М.В. Ломоносову (1711-1765).
Первоначально психология как самостоятельная дисциплина в университете не преподавалась. Психологические главы включались в читаемые на философском факультете философские курсы логики, метафизики, моральной философии. Философские курсы преподавали профессор философии из Тюбингена И.Г.Фромманн (с 1756 по1764 гг.), а затем русские профессора математики и философии Д.С.Аничков (1733-1788) и его ученик А.М.Брянцев (174 9-1821).
Брянцев указывал на факт развития психики, понимая его как непрерывный процесс, начинающийся от младенчества и продолжающийся до смерти.
С включения Аничкова и Брянцева в развитие психологических идей и начинается становление психологии в Московском Университете.
В это же время при Императорском Московском университете создается Психологическое общество, которое по праву считается одним из старейших общества в мире. Ходатайство о его создании получило поддержку в Совете Университета и Министерстве народного просвещения. 15 июля 1884 года был утвержден Устав Психологического Общества. А первое заседание Психологического общества состоялось 24 января 1885 года.
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова с первых дней существования являлся центром научных открытий психологии. Нал созданием методологической и исследовательской базы психологической науки и практики в стенах факультета психологии трудились великие учёные.
Леонтьев Алексей Николаевич (5.02.1903 – 21.01.1979)
Советский психолог, основоположник культурно-исторической теории в психологии и общепсихологической теории деятельности. Заведующий кафедрой психологии на философском факультете МГУ (1951), первый декан факультета психологии МГУ (1966).
Доктор педагогических наук (1940), профессор, действительный член Академии педагогических наук СССР, почетный член Венгерской академии наук, почетный доктор Парижского и Будапештского университетов.
Подробнее об учёном
Лурия Александр Романович (16.07.1902 - 14.08.1977)
Профессор (1944), доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), действительный член Академии Педагогических наук РСФСР (1947), действительный член АПН СССР (1967). С 1968 по 1977 г. заведовал кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова Принадлежит к числу выдающихся отечественных психологов. В течение более чем 50-летней научной работы внес важный вклад в развитие различных областей психологии. Л. создал новое направление в психологии – нейропсихологию. Автор более 500 научных работ.
Подробнее об учёном
Выготский Лев Семенович (05(17).11.1896 - 11.06.1934)
Советский психолог, основатель исследовательской традиции изучения высших психологических функций, которая стала известна начиная с работ 1930-х годов как «культурно-историческая теория» в психологии. Автор более 270 научных работ. Автор литературоведческих публикаций, работ по педологии и когнитивному развитию ребёнка. По его имени назван коллектив исследователей, известный как «круг Выготского-Лурии» (также «круг Выготского»). С 1929 по 1931 заведовал психологической лабораторией в Клинике нервных болезней при Первом МГУ им. М.В. Ломоносова.
Подробнее об учёном
Зейгарник Блюма Вульфовна (09.11.1900 - 24.02.1988)
Психолог, доктор психологических наук (1960), профессор (1965). (1943-1967) Зейгарник Б.В. возглавляла лабораторию патопсихологии НИИ Психиатрии МЗ РСФСР одновременно (с 1949 г.) на преподавательской работе в МГУ им. М.В.Ломоносова. Блюма Вульфовна — один из создателей факультета психологии МГУ, кафедры нейро- и патопсихологии. В течение более 40 лет ею разрабатывались проблемы патологии психики при душевных заболеваниях. Создала новую научную область — экспериментальную патопсихологию. В 1978 г. профессору Зейгарник была присуждена Ломоносовская премия (1-й степени).
Подробнее об учёном
Гальперин Пётр Яковлевич (02.10.1902 - 25.03.1988)
Выдающийся отечественный психолог. Доктор педагогических наук по психологии (1965), профессор (1967). Заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Лауреат Премии Президента РФ в области образования (1999, посмертно). С 1943 г. и до конца своей жизни работал в МГУ им. М.В. Ломоносова: доцент кафедры психологии философского ф-та (1943—1967), профессор ф-та психологии (1967), зав. кафедрой детской (возрастной) психологии (1971—1983), профессор-консультант (с 1983). Выступил с гипотезой поэтапного формирования умственных действий и новым пониманием основных проблем психологии.
Подробнее об учёном
Сеченов Иван Михайлович (01(13).08.1829 - 02(15).11.1905)
Выдающийся психолог и физиолог. Заслуженный профессор Московского университета (1896), доктор медицинских наук (1860). С 1876 по 1901 г. преподавал в Московском университете. В 1890-е годы Сеченов обращается к проблемам психофизиологии и теории познания. Член-корреспондент СПбАН (1869). Почетный член Императорской Академии наук (1904). Выдвинул положение о своеобразии рефлексов, центры которых лежат в головном мозге, и ряд идей, способствовавших последующему изучению им головного мозга. Важным направлением его научной деятельности стали также работы по вопросам физиологии газообмена, дыхательной функции крови, составу легочного воздуха.
Подробнее об учёном
Зинченко Владимир Петрович (10.08.1931 - 07.02.2014)
Выдающийся российский психолог, один из создателей инженерной психологии и эргономики в России. Окончил отделение психологии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (1953). Кандидат психологических наук (1957), Доктор психологических наук (1966), Профессор (1969). Академик Российской Академии Образования (1992). Академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии РАО (1991-1998). Создал кафедру психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и был её заведующим (1970-1982). Автор более 400 научных публикаций.
Подробнее об учёном
Эльконин Даниил Борисович (16.02.1904 - 04.10.1984)
Принадлежит к плеяде советских психологов, которая составляет костяк всемирно известной научной школы Л. С. Выготского. Создал собственное научное направление в детской и педагогической психологии. С 1953 сотрудник Института психологии, заведующий лабораториями психологии младших школьников, психологии подростков, диагностики-психического развития. В 1962 г. защитил докторскую диссертацию, в 1968 г. был избран членом-корреспондентом АПН СССР. Многие годы преподавал на факультете психологии Московского университета. Перу Д. Б. Эльконина принадлежит несколько монографий и много научных статей, посвященных проблемам теории и истории детства, его периодизации, психического развития детей разных возрастов.
Подробнее об учёном
Исторические очерки о факультете психологии МГУ