Кафедра общей психологии факультета психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова является ведущей кафедрой факультета, осуществляющей базовую подготовку студентов по психологии и подготовку специалистов в области научно-исследовательской, научно-практической и педагогической деятельности.
Кафедра общей психологии была создана профессором, член-корр. АН СССР Сергеем Леонидовичем Рубинштейном, в последующем кафедрой руководили: Борис Михайлович Теплов, Алексей Николаевич Леонтьев, Алексей Александрович Бодалёв, Олег Константинович Тихомиров, Виктор Федорович Петренко.
В настоящее время кафедру возглавляет доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО Борис Сергеевич Братусь.
Секретарь кафедры — Семёнова Мария Александровна
Кафедра общей психологии является преемницей кафедры психологии, созданной в структуре философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова 1 октября 1942 г. в самый разгар Великой Отечественной войны. Организатором этой первой в истории Московского университета кафедры психологии был выдающийся отечественный психолог — профессор, член-корреспондент Академии наук СССР Сергей Леонидович Рубинштейн. Он же стал её первым заведующим (1942-1949). В последующие годы кафедрой и отделением заведовали: Борис Михайлович Теплов (1950 г.), Алексей Николаевич Леонтьев (1951–1966 годы).
Единой основой учебной и научной работы стала созданная на кафедре Общепсихологическая теория деятельности. В конкретно-научном плане развивались такие направления, как изучение функционального психического развития (А. Н. Леонтьев), нейропсихологические исследования, проблема локализации высших психических функций и их восстановления после локальных поражений мозга (А. Р. Лурия), психофизиология сенсорных процессов (Е. Н. Соколов), исследование процессов управления формированием умственных действий (П. Я. Гальперин) и др. В структуре кафедры стали создаваться научные лаборатории и группы, среди них — лаборатория психологии труда под руководством Ю. В. Котеловой (1956), лаборатория инженерной психологии под руководством В. П. Зинченко (1961), группа программированного обучения под руководством П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной (1963) и др.
Ясно, что такое разнообразие требовало расширения рамок кафедры и отделения, и в 1965 г. после долгих и упорных хлопот А. Н. Леонтьева при поддержке ректора МГУ И. Г. Петровского было принято правительственное решение об открытии в университете факультета психологии.
В 1966 г. на базе кафедры и отделения психологии был создан факультет психологии. Его деканом был назначен А. Н. Леонтьев, который оставался на этом посту до своей кончины (1979). С созданием факультета прежде единая кафедра была разделена на три: кафедру общей и прикладной психологии (заведующий А. Н. Леонтьев), кафедру психофизиологии и нейропсихологии (заведующий А. Р. Лурия) и кафедру педагогики и педагогической психологии (заведующая Н. Ф. Талызина).
В 1970 г. в результате преобразования структуры факультета была создана кафедра общей психологии. Ее заведующим стал А.Н. Леонтьев.
Период, когда кафедрой руководил А. Н. Леонтьев (1970-1979 годы), был временем разработки и создания общепсихологических, методологических основ исследовательской и педагогической работы для всех областей психологической науки и практики. Важнейшие направления исследований: восприятие, функционирование зрительной системы, переработка информации, психофизиологические механизмы деятельности оператора, оценка скорости и расстояния, психология памяти, мышления, нахождения эвристических приемов решения сложных задач (А. Н. Леонтьев, Ю. Б. Гиппенрейтер, О. К. Тихомиров, Е. П. Кринчик, С.Д.Смирнов, В. Я. Романов, Б. М. Величковский, М. Б. Михалевская, А. Г. Асмолов, В. Ф. Петренко, А. Д. Логвиненко, В. В. Столин, Л. В. Бороздина, А. А. Пузырей, В. В. Петухов и другие). Работа по изучению эмоциональных состояний и процессов велась под руководством О. В. Овчинниковой (В. К. Вилюнас, Н. И. Наенко, Е. Е. Насиновская и другие). В 1976 г. из состава кафедры выделилась проблемная лаборатория восприятия, исследования которой были сосредоточены на изучении сенсомоторной координации организации движения глаз в построении перцептивного образа (заведующий А.Н. Леонтьев; 1979 – 1992 гг. - А.Д. Логвиненко; 1992 -2006 гг. - В.В. Любимов; 2006 - по настоящее время - Г.Я. Меньшикова). В последние годы жизни А.Н.Леонтьева на кафедре была начата подготовка программ по психологии личности, первые две программы были разработаны В.В. Столиным и Б.С. Братусем. Позже в качестве отдельной выделилась кафедра психологии личности.
К началу 1970-х гг. было издано первое учебное пособие по практикуму под редакцией А. Н. Леонтьева и Ю. Б. Гиппенрейтер (1972). В 1980 г. практикум возглавила М. Б. Михалевская, которая продолжила его модернизацию, в 1988 г. — И. А. Васильев, в 1998 г. — А. Н. Гусев. В 2003 г. практикум стал самостоятельным подразделением, руководителем которого стал В.В. Петухов. Этот практикум и стал основой для новой кафедры — методологии психологии.
Была создана серия учебных хрестоматий по всем разделам курса общей психологии (1975– 1983): по проблемам ощущения, восприятия, памяти, мышления, индивидуальных различий, эмоций, личности. Вдохновителем этой работы была Ю. Б. Гиппенрейтер, кроме нее соредакторами разных выпусков были М. Б. Михалевская, В. Я. Романов, А. А. Пузырей, В. В. Петухов, В. К. Вилюнас.
В 2000–2002 гг. все тома хрестоматии вышли вторым, по существу, новым изданием — заново переработанными и значительно расширенными. В 1980 г. под редакцией П. Я. Гальперина и А. Н. Ждан была подготовлена первая Хрестоматия по истории психологии, которая в дальнейшем неоднократно переиздавалась.
После кончины А. Н. Леонтьева (1979) заведующим кафедрой общей психологии был назначен профессор, действительный член Академии педагогических наук СССР Алексей Александрович Бодалев. В 1989 году к руководству кафедрой пришел профессор Олег Константинович Тихомиров.
В период руководства кафедрой А.А. Бодалева именно на кафедре общей психологии были разработаны первые программы по курсам, которых до этого не было на факультете – экспериментальной психологии (Корнилова Т.В.) и психодиагностики (Шмелев А.Г., Столин В.В.).
В 1984 г. - появился первый учебник по психологии мышления О.К. Тихомирова
После выборов заведующим О.К.Тихомирова кафедра пополнилась сотрудниками, ранее входившими в его хоздоговорную лабораторию (Васильев И.А., Березанская Н.Б., Войскунский А.Е.).
Важный вклад в этот период был внесен сотрудниками кафедры в разработку гуманитарной парадигмы в психологии, в создание оригинальной концепции смысловых образований личности, историко-эволюционного подхода к изучению личности, в разработку общепсихологической концепции психического и личностного здоровья, в выявление критериев нормального и аномального развития личности, в исследования механизмов и форм эмоциональной жизни и мотивации поведения (А. Г. Асмолов, Л. В. Бороздина, Б. С. Братусь, В. К. Вилюнас, Е. Е. Насиновская, А. А. Пузырей, Е. И. Шлягина, Е. В. Субботский, К. Г. Сурнов и другие).
В 1983 г. при кафедре была сформирована лаборатория общения (А.А. Бодалев. С 1990 г. - В.Ф. Петренко). Главной темой возглавляемого им коллектива стала разработка нового направления отечественной науки — экспериментальной психосемантики. Работы лаборатории получили высокую оценку, которая выразилась, в частности, в избрании В. Ф. Петренко в 1997 г. членом-корреспондентом Российской академии наук и присуждении ему академической премии им. С. Л. Рубинштейна (1999).
Еще одной новой линией работы кафедры стала: психология компьютеризации, анализ преобразований операциональной структуры деятельности и мотивационно-смысловой регуляции, опосредствованной информационными технологиями (О. К. Тихомиров, Ю. Д. Бабаева, Л. Н. Бабанин, Н. Б. Березанская, И. А. Васильев, А. Е. Войскунский, Т. В. Корнилова и другие).
Особым направлением в работе кафедры было начатое еще при А. Н. Леонтьеве исследование эволюционной психологии, зоопсихологии как важной части общепсихологического подхода (К. Э. Фабри, С.Л. Новосёлова, Н. Н. Мешкова, Е. Ю. Федорович и другие). Был подготовлен первый в стране учебник по зоопсихологии, написанный К. Э. Фабри (1979).
Расширялось участие сотрудников кафедры в решении ряда практических задач: осуществление программы «Дети Чернобыля» (В. А. Иванников), прикладные исследования по психосемантике (В. Ф. Петренко), психологии компьютеризации (О. К. Тихомиров, А. Е. Войскунский и другие), по психологии массовой коммуникации (Л. В. Матвеева), прикладные работы зоопсихологов (К. Э. Фабри, Н. Н. Мешкова), психологическое курирование Всероссийской целевой программы исследования и профилактики раннего алкоголизма (Б. С. Братусь) и др.
На кафедре впервые в стране была начата работа по систематическому изучению психологических аспектов посттравматических стрессовых расстройств, и в 1990 г. группа, возглавляемая М. Ш. Магомед-Эминовым, была выделена в самостоятельную структуру — лабораторию по изучению личности в экстремальной стрессовой ситуации. В 2004 г. эта лаборатория была преобразована в кафедру экстремальной психологии и психологической помощи, которая в 2016 году разделилась на две кафедры — кафедру экстремальной психологии и кафедру психологической помощи и ресоциализации. Говоря о новых структурных подразделениях факультета, созданных за последние 15 лет на основе (и кадровой, и идейной) кафедры общей психологии, назовем кафедру психологии и инженерии знания (1989, заведующий Б. М. Величковский), кафедру психологии личности (1998, заведующий А. Г. Асмолов), кафедру методологии (2003, заведующий В. В. Петухов, затем Ю. П. Зинченко).
В 1999 г. исполняющим обязанности заведующего кафедрой был назначен профессор, член-корреспондент Российской академии наук Виктор Федорович Петренко. В 2001 г. заведующим кафедрой был избран профессор, член-корреспондент Российской Академии образования Борис Сергеевич Братусь.
Кафедра общей психологии занимает особое место в ряду других кафедр как их общий стержень, ствол, как область рефлексии принципов и основ психологической науки, ее возможностей и границ. В этом плане кафедра является Общей по отношению не только к своей области науки, но и ко всем другим областям и соответствующим кафедрам (существующим и будущим) как, по сути, единственная пересекающаяся (общая) площадка, территория их внутренней научной коммуникации и взаимодействий.
Разделы базового курса общей психологии в течение последних лет читались ведущими специалистами в соответствующих областях: «Введение в психологию» — проф. А. Г. Асмоловым, проф. В. А. Иванниковым, доц. Е. Е. Соколовой, доц. В. В. Умрихиным; раздел «Ощущение и восприятие» — проф. В. В. Любимовым, доц. С. А. Капустиным, проф. А. Н. Гусевым, раздел «Внимание и память» — ведущим науч. сотр. В. Я. Романовым, доц. Ю. Б. Дормашевым, проф. В.В.Нурковой, доц. М.В. Фаликман; раздел «Мышление» — проф. И. А. Васильевым, доц. Н. Б. Березанской; раздел «Мотивация и эмоции» — проф. В. К. Вилюнасом, проф. Д. А. Леонтьевым, доц. О.В.Гордеевой; раздел «Личность» — проф. А. Г. Асмоловым, проф. Б. С. Братусем, доц. Е. Е. Насиновской. Коллективом кафедры издается многотомный университетский учебник по общей психологии.
Другим важнейшим базовым курсом, который обеспечивает кафедра с 1950 г., является история психологии, обязательный для студентов на старших курсах обучения, после усвоения студентами базовых понятий общей психологии (Б.М. Теплов - 1950-1951, П.Я. Гальперин - 1950-1968, А.Н. Ждан - 1968- по настоящее время; семинарские занятия – доценты Е.Е. Соколова, А.В. Лызлов, В.В.Умрихин, ст.н.с. М.Г. Чеснокова).
Другие обязательные для всех студентов курсы: «Экспериментальная психология» (Т. В. Корнилова), «Зоопсихология» (Е.Ю. Федорович). Кафедра обеспечивает чтение таких важнейших курсов как «Психология сознания» (В. Ф. Петренко), «Методологические основы психологии» (Т.В.Корнилова, С.Д.Смирнов) и «Методологические проблемы современной психологии» для аспирантов и магистров (Т.В.Корнилова), «Современные теории личности» (Д. А. Леонтьев), «Философия психологии» (Б. С. Братусь, А.Н. Кричевец) и др. Кафедрой подготовлено более 30 спецкурсов по проблемам современного общепсихологического знания.