1-2 июня 2024 года прошел IV Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире», ставший одним из крупнейших событий в области детского развития и образования.
Открывая Форум декан факультета психологии, директор ФНЦ ПМИ, президент Российского психологического общества, академик РАО, доктор психологических наук Ю.П. Зинченко подчеркнул, что благодаря синхронному переводу на русский, английский и испанский языки участниками Форума стали представители из 79 стран. Председатель Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации Л.С. Гумерова отметила уникальность проводимого Форума в мире, его востребованность в пандемийный и постпандемийный период. Ответственный секретарь Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Т.Е. Довгаленко обратила внимание на вклад Форума в реализацию международного обмена результатами исследований и практическими наработками между ведущими экспертами. Замминистра науки и высшего образования Российской Федерации О.В. Петрова отметила высокий уровень организации Форума и востребованность научных результатов в области изучения детства. С приветствиями в адрес Форума также обратились Хорхе Энрике Торральбас Осле, президент Кубинского психологического общества, Криштиану Перес Коэльо, ректор Федерального университета Жатаи (Бразилия), Андик Матулесси, президент Индонезийской психологической ассоциации и др.
В рамках Форума обсуждались актуальные вопросы образования в цифровом мире. О.А. Карабанова, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАО, представила анализ проблем и перспектив общего образования в цифровом мире, акцентировала внимание на важности избегания бездумной «оцифровки» и применения теории деятельности и культурно-исторического подхода для построения методологии цифрового обучения. Хельми Норман, заместитель директора по педагогическим технологиям Центра преподавания и разработки учебных программ Университета Кебангсаан Малайзия, вице-председатель Малайзийского совета по электронному обучению государственных университетов, рассказал о новом подходе к образованию в цифровом мире, который предполагает использование метавселенной и смешанных реальностей. Хуан Педро Мартинес Рамон, профессор Университета Мурсии (Испания), представил результаты исследования, посвященного интеграции искусственного интеллекта в университетскую подготовку для работы со школьниками. Эврен Йигит, основатель компании по созданию детского медиаконтента Мако (Турция) в своем докладе представила возможности ознакомления детей с искусственным интеллектом посредством анимационных фильмов, акцентировав при этом этический аспект использования ИИ. О разработке Active Triangles Kids рассказал профессор Хуанхо Мена (Университет Саламанки, Испания). Данная интерактивная игра в дополненной реальности позволяет ребенку задействовать и манипулятивный аспект игры, что открывает новые возможности для обучения.
Вопросы цифровой социализации и когнитивного развития и у детей и подростков осветила в своем докладе Г.В. Солдатова, профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, академик РАО. Прияранджан Марал (Национальный университет судебных экспертиз, Индия) и Уша Киран Субба (Университет Трибхуван в Катманду, Непал) представили результаты исследования, посвященного влиянию психологической травмы на когнитивное развитие современных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Акмарал Давлетова, вице-президент Казахского психологического общества, поделилась опытом организации цифровой системы мониторинга и психологической поддержки детей. Нандита Чаудхари, профессор Университета Дели (Индия), продолжая в своих исследованиях линию культурно-исторической психологии, привела яркие примеры этнографических наблюдений необходимости учитывания роли семейного контекста и культурных паттернов, которые существенно различаются в западных и восточных обществах. Л.Л. Шевченко, президент российского комитета Международной организации по дошкольному воспитанию поделилась опытом проведения совместных проектов с участием детей и педагогов из различных стран.
Вопросы взаимосвязи психологического благополучия и социально-эмоциональной компетентности китайских детей и подростков в постпандемическую эпоху с поддержкой со стороны родителей осветили профессора Зонфенг Фу (Пекинский университет, Китай) и Хэн Луо (заведующий кафедрой факультета искусственного интеллекта в образовании Педагогического университета Центрального Китая). В своих выступлениях они убедительно показали, что использование цифровых устройств позволяет поддерживать связь детей с родителями, но в тоже время их неограниченное использование приводит к сложностям в личностном развитии и академических успехах детей. Профессор Ли Ван (Пекинский университет, Китай) указала на информационное перенасыщение как фактор, который негативное влияет на психологическое благополучие детей, и важности здорового отношения к новостям. Т.Т. Батышева, директор Научно-практического центра детской психоневрологии Департамента здравоохранения Москвы, заслуженный врач Российской Федерации, подчеркнула важность профилактики психического здоровья детей и подняла актуальную тему подростковой деменции в контексте цифровизации. Одним из путей решения этой проблемы является поиск оптимального баланса между использованием цифровых устройств и физической активностью, на что обратил внимание в своем выступлении Патрик Дрид, декан факультета спорта и физического воспитания, Университет Нови Сад (Сербия). Ана Мария Бальтасар Рамос (Автономный университет Мексики) рассказала о влиянии мобильных устройств на развитие детей раннего возраста и предложила рекомендации по безопасному использованию телефонов. Результатами исследования, демонстрирующие ценность игровой деятельности в контексте развития саморегуляции и коррекции эмоциональных состояний детей, поделился А.Н. Веракса, заведующий кафедрой факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, заместитель директора Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, вице-президент Российского психологического общества. Как подчеркнул Жоаким Кинтино Айреш, директор Института имени Л.С.Выготского в Лиссабоне (Португалия), логика развития человека предполагает сохранение игры и общения, которое невозможно компенсировать посредством цифровых устройств. Марсела Кристина де Мораес (Университет Жатаи, Бразилия) подчёркивает важность педагога как посредников в игровой деятельности, рассматривает роль взрослого в организации и поддержке игры, а также в развитии социальных навыков у детей. Линда Пагани, профессор Монреальского университета (Канада) привела данные лонгитюдных исследований, демонстрирующих резкое увеличение неконтролируемого экранного времени у детей и негативные последствия этого для психического здоровья в будущем. Нейропсихологические особенности развития современных детей были раскрыты в докладах профессора Себастьяна Хименеса (Папский университет Хавериана Кали, Колмубия), профессора Риверы Йоланды Росас (Национальный педагогический университет Мехико) и многих других спикеров.
На Форуме были затронуты такие актуальные вопросы как влияние современных СМИ и активное использование социальных сетей. Д.В. Дунас, ведущий научный сотрудник факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, рассказал о том, как цифровые технологии влияют на формирование идей и ценностей у молодого поколения. Седигех Ашури (Ассоциация детей и СМИ, Иран) акцентировала внимание на гендерных стереотипах, формируемых медиа, и их влиянии на самовосприятие детей. О восприятии собственной идентичности и самопрезентации подростков в социальных сетях также говорили представители Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований доктор психологических наук Д. Корниенко и Н. Руднова. Их исследование подчеркнуло проблемы, связанные с созданием «цифровых масок» и их влияние на самовосприятие и самооценку подростков. Пурнима Сингх и Кхушбин Каур Сохи (Индийский технологический институт Дели, Национальная академия психологии, Индия) также представили результаты исследования, посвященного влиянию социальной идентичности на психосоциальный и академический опыт детей. В этой связи особую значимость имела дискуссия участников о буллинге и кибербуллинге, их причинах, механизмах и последствиях. Профессор Диего Вергара Родригес (Католический университет Авилы, Испания) подчеркнул, что ключевым моментом этого процесса является тот факт, что представления педагогов о буллинге размыты и часто ограничиваются лишь физическим насилием.
Форум стал платформой для обмена опытом, обсуждения актуальных вопросов и поиска новых решений в сфере образования и развития детей в условиях цифровой эпохи. Участники Форума выразили признательность организаторам за возможность обсудить актуальные темы и поделиться опытом, способствующим созданию здоровой цифровой среды для детей. Благодаря таким мероприятиям специалисты могут лучше понимать и реагировать на вызовы, связанные с ролью цифровых технологий в жизни детей.
Организаторами Форума выступили Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований совместно с факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, а также Российское психологическое общество. Форум проходил при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации, Комиссии Российской Федерации по делам Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). В этом году Форум также получил генеральную эгиду ЮНЕСКО, что подчеркивает его значимость для международного сообщества.
Подробнее ознакомится с мероприятием можно на сайте https://digitalchildhood.org/ru/