# #

Карабанова Ольга Александровна

Карабанова Ольга Александровна

Должность: заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова

Ученое звание: профессор

Ученая степень: доктор психологических наук

Специалист по психологии развития личности в детском и подростковом возрасте, психологии семейных отношений, диагностике и коррекции детско-родительских отношений. Лауреат Ломоносовской премии за педагогическую работу (2001). Заслуженный профессор МГУ (2014).

Учебное заведение (образование): факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова (1974)

Тема кандидатской диссертации (1979): «Формирование действия графического воспроизведения плоского контура у старших дошкольников» (научные руководители — доктор психологических наук С.Н. Карпова, доктор психологических наук Н.Н. Нечаев).

Тема докторской диссертации (2002): «Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции».

Область научных интересов: психология развития и возрастная психология, психология семейных отношений и семейное консультирование, детско-родительские и супружеские отношения, коррекция психического развития ребенка, развитие личности в детском и подростковом возрасте, моральное развитие.

Читаемые курсы

  • «Психология развития и возрастная психология». 
  • «Психология семейных отношений». 
  • «Диагностика и коррекция детско-родительских отношений».
  • «Основы семейного консультирования».
  • «Современные теории психологии развития».
  • «Принцип развития в психологии».
  • «Коррекция психического развития».
  • «Психологическое консультирование личности в зрелом возрасте».
  • «Воздействие СМИ на детскую аудиторию».
  • «Теория и практика психологической экспертизы».

Основные труды

  • Игра в коррекции психического развития ребенка. М.: Рос. пед. агентство, 1997;
  • Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2007;
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2009 (в соавт. с А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской и др.);
  • Social situation of child’s development — the key concept of the modern developmental psychology// Psychology in Russia: State of the Art. 2010. № 3. P. 130—153;
  • Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации развития ребенка: от Л.С. Выготского к П.Я. Гальперину // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2012. № 4. С. 73—82;
  • Социальная ситуация развития как преодоление дихотомии «личность—среда» // Психологические исследования: электрон. науч. журнал. 2014. Т. 7. № 36. С. 10—16.

Полный список публикаций доступен в системе ИСТИНА МГУ: https://istina.msu.ru/profile/Okarabanova/

Членство в научных обществах: член РПО; член Международной организации исследователей развития поведения (ISSBD), Европейской ассоциации исследователей подростничества (ЕАRA).

Диссертационный совет: Диссертационный совет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова МГУ.19.02