# #

Филонов Лев Борисович

Филонов Лев Борисович

Ученое звание: профессор

Ученая степень: доктор психологических наук

1 августа 1925 — 11 апреля 2016

В настоящее время филоновская «методика контакта» применяется в деятельности специальных служб, является основой для выдвижения стратегии и тактики ведения переговоров с террористами, а также используется при нарушении режимов в местах исполнения приговора.

Дата рождения: 01.08.1925

Учебное заведение (образование): Казанский юридический институт, отделение психологии философского факультета Ленинградского государственного университета

Специальность по диплому: психолог, преподаватель психологии

Родился 1 августа 1925 г. в Оренбурге, в семье служащих; отец — Борис Митрофанович Филонов, занимал ряд руководящих постов, был директором нескольких трестов, мать – Вера Николаевна Шумкова, работала библиотекарем. Обучался в средней школе № 98 г. Казани, в которой много внимания уделялось изобразительному творчеству. В школе работали педологи. Интерес к психологии возник при рассмотрении многочисленных рисунков детей и их интерпретации школьными педологами, с которыми юноша поддерживал контакты.

Участвовал в войне с фашистами. После окончания войны, Лев Борисович окончил Казанский юридический институт (1949), получив квалификацию – “юрист”, работал адвокатом и одновременно заочно обучался на отделении психологии философского факультета Ленинградского государственного университета, которое окончил в 1954 г. с присвоением квалификации: “психолог, преподаватель психологии”. В студенческие годы интересовался философией, проблемой индивидуальных различий людей, истоками развития у человека девиантного характера. С 1955 г. он начал профессиональную деятельность как психолог в качестве младшего научного сотрудника лаборатории Д.А. Ошанина в Институте психологии АПН СССР.

В 70-80-е годы Филонов работал психологом в системе МВД СССР, здесь был собран материал докторской диссертации. После защиты докторской диссертации Филонов преподавал психологию в разных университетах. Помимо чтения лекций на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, заведовал кафедрой психологии в Московском государственном заочном педагогическом институте (МГЗПИ) в 1986-1990 гг.; в 1992-1996 гг. заведовал кафедрой психологии в Университете РАО, в 1990-2000 гг. — заведовал лабораторией психологической антропологии в НИИ культурологии РАН.

В последние годы Лев Борисович являлся главным научным сотрудником Российского института культурологии (РИК РАН), заслуженным профессором кафедры социальной психологии Российского государственного социального университета (РГСУ); преподавал психологию в качестве профессора на факультете юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ); был членом Ассоциации содействия Международной академии наук (с 1993 г.).

Области научных исследований: юридическая психология, психология труда, психология личности и дифференциальная психология, социальная психология, общая психология. Профессиональная деятельность Филонова  в психологии началась с исследований процессов восприятия.

Тема его кандидатской диссертации: “О зависимости скорости реакции выбора от числа различительных признаков” (1963). В этой работе Филонов описал явление «броского признака» и закономерности организации признаков, в совокупности эти явления были названы в Голландии «феноменом Филонова» (1968). Позже Филонов концентрирует внимание на анализе особенностей коммуникативного взаимодействия людей в условиях затрудненности общения, характерной для сферы юридической практики.

Тема докторской диссертации: “Психология развития контактов в условиях затрудненности общения” (1986).

В этой области Филоновым  разработана методика установления контактов в диалоге, определены основные этапы и принципы взаимодействия в затрудненных ситуациях, связанных с проблемами юридической практики — при взаимодействии воспитателя и воспитанника, в ситуации допроса свидетелей, а также в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений (Филонов, 1979, 1982, 1986). В настоящее время филоновская «методика контакта» применяется в деятельности специальных служб, является основой для выдвижения стратегии и тактики ведения переговоров с террористами, а также используется при нарушении режимов в местах исполнения приговора. Филонов исследовал психологию личностей с отклоняющимся поведением (Филонов, 1981; 1983). В 90-е годы разрабатывал проблемы психологической антропологии, в частности, модель диагностируемой личности, проблемы психологии в юридической сфере. Ученики Льва Борисовича продолжают развивать идеи учителя, по праву относя себя к «школе Филонова». Вклад Льва Борисовича Филонова в развитие психологической науки составляют — «концепция признаковой постановки психологического диагноза»; «концепция девиационной природы изменчивости»; «концепция периодов возникновения отклонений в развитии личности»; «концепция модели проявления утаиваемых обстоятельств»; «концепция коммуникативных технологий развития контакта и эскалации конфликта»; «концепция личностно-опосредованного формирования специалиста-психолога».

Последние разработки Филонова  связаны с обоснованием «психолого-антропологического конструктивного подхода в психологии». Многолетняя научно-исследовательская и преподавательская деятельность Льва Борисовича была плодотворной, под его руководством успешно защищены свыше 38 кандидатских диссертаций.

Преподавательская деятельность

Читал на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и в других вузах курсы: “Юридическая психология”, “Психология личности с отклоняющимся поведением”, “Психология общения”, “Психодиагностика (графология)”.

Награды

Награжден Орденом Отечественной войны 2 степени и 6-ю медалями.

Лев Борисович Филонов отмечен наградами, среди них: знак «Отличник просвещения» (1995), медаль «За социальное служение» (2006).

Опубликовал свыше 100 научных работ.

Основные труды

  • Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. М., 1979;
  • Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением // Психология формирования и развития личности. М., 1981;
  • Психологические аспекты установления контактов между людьми (Методика контактного взаимодействия). Пущино, НЦБИ АН СССР, 1982;
  • Психологические способы изучения личности обвиняемого: Учебное пособие. М., 1983;
  • Тренинги делового общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан. М., 1992;
  • Психолого-педагогическая антропология (в соавт), 2007;
  • Словарь компендиум психолого-антропологической диагностики (в соавт.), М., 2008.