# #

Когнитивная нейронаука

Краткое описание программы

Магистерская программа «Когнитивная нейронаука» направлена на получение фундаментальной подготовки по теоретической, экспериментальной и прикладной психофизиологии с использованием современных технологий и нейровизуализационных методов (электрофизиология, регистрация движений глаз, виртуальная реальность, биологическая обратная связь и др.). Обучающиеся по программе овладевают знаниями, умениями и навыками для исследования мозговых механизмов когнитивных процессов, мотивационно-эмоциональной сферы, индивидуальных различий и функциональных состояний человека. Выпускники программы готовы к профессиональному использованию освоенных методов научного исследования и практической деятельности, включая прикладные методы психофизиологической диагностики и коррекции психического здоровья и адаптационных возможностей человека.


Преимущества 

Магистерская программа «Когнитивная нейронаука» реализуется факультетом психологии совместно с механико-математическим, биологическим и философским факультетами согласно образовательному стандарту, самостоятельно устанавливаемому МГУ имени М.В. Ломоносова для основных профессиональных образовательных программ высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 «Психология». Реализация магистерской программы «Когнитивная нейронаука» осуществляется под эгидой Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект».

Подготовка магистра по программе «Когнитивная нейронаука» ведется в рамках нескольких основных направлений: 1) фундаментальная когнитивная нейронаука, 2) клиническая психофизиология и 3) практическая психофизиология.

Направление «фундаментальная когнитивная нейронаука» включает исследования мозговых механизмов восприятия, внимания, памяти и научения, мышления, речи, сознания, эмоционально-мотивационных и социальных процессов, индивидуальных различий и функциональных состояний, осуществляемые с помощью новых методов количественного анализа электроэнцефалограммы и связанных с событиями потенциалов, в т.ч. новых методов локализации источников электрических сигналов в объеме мозга, современных методов структурной и функциональной МРТ-нейровизуализации, методов анализа функциональной и эффективной мозговой связности, метода регистрации движений глаз в естественных и виртуальных средах, метода моделирования нейронных механизмов психики с помощью машинного обучения и искусственного интеллекта в целом и других перспективных методов когнитивной нейронауки.

Направление «клиническая психофизиология» включает фундаментальные исследования мозговых механизмов различных психических и неврологических заболеваний с помощью современных нейровизуализационных методов когнитивной нейронауки.

Направление «практическая психофизиология» включает прикладные исследования с помощью инновационных приборных методов и нейротехнологий – биологической обратной связи, детекции скрываемых знаний, нейромаркетинга, психофизиологической диагностики и коррекции функционального состояния (в т.ч. с помощью дистантных бесконтактных инструментов), психофизиологического стресс-менеджмента, методов нейрореабилитации и клинико-психологической реабилитации в неврологической и психиатрической клиниках и общей медицине, психофизиологических методов коррекции трудностей обучения в школе, психофизиологических методов формирования профессионально важных качеств в спорте, психофизиологических методов в психотерапии и других перспективных методов практической психофизиологии.


Особенности образовательного процесса

Во время обучения студенты магистерской программы «Когнитивная нейронаука» проходят учебные и производственные практики, которые готовят их к будущей профессиональной деятельности: педагогическую практику, научно-исследовательскую (квалификационную) практику, производственную практику в профильных организациях, преддипломную практику и профессиональные супервизии. Профессиональные супервизии длятся три семестра и включают темы «Методы практической психофизиологии», «Методы локализации источников мозговой активности в когнитивной нейронауке» и «Язык программирования Python и его применение в психофизиологических исследованиях». Научно-исследовательская работа включает написание курсовой работы на первом курсе, которая далее становится основой для выполнения выпускной квалификационной работы на втором курсе. Образовательная деятельность в рамках магистерской программы «Когнитивная нейронаука» опирается на активное использование принципа «обучение через исследование», в соответствие с которым студенты программы системно вовлекаются во все форматы научно-исследовательской деятельности. После окончания программы выпускники могут на конкурсной основе поступить в аспирантуру факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова на группы специальностей 5.3 «психологические науки и 5.12 «когнитивные науки» и продолжить научно-исследовательскую деятельность.


Информации о руководителе и координаторе программы

Руководитель программы: Черноризов Александр Михайлович – доктор психологических, профессор, заведующий кафедрой психофизиологии факультета психологи МГУ имени М.В. Ломоносова.

Координатор программы: Кисельников Андрей Александрович – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, заместитель заведующего кафедрой психофизиологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова


Перечень обязательных изучаемых дисциплин 

  • Методы нейровизуализации

  • Актуальные проблемы современной нейронауки

  • Введение в когнитивную нейронауку

  • Введение в машинное обучение

  • Логические аспекты познавательной деятельности

  • Нейропластичность как основа научения

  • Клиническая психофизиология

  • Основы практической психофизиологии


Возможности трудоустройства 

Выпускники магистерской программы «Когнитивная нейронаука» работают в научно-исследовательских институтах, образовательных учреждениях, психологических и медицинских центрах и учреждениях социального обслуживания. 





Руководитель программы

Черноризов Александр Михайлович
доктор психологических наук , профессор.

За заслуги в области науки и образования в 2006 г. присвоено звание «Заслуженный работник высшего профессионального образования». 

В 2013 г. – почетное звание «Заслуженный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова».