# #

Лурия Александр Романович (16.07.1902 - 14.08.1977)

Лурия Александр Романович (16.07.1902 - 14.08.1977)
Профессор (1944), доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), действительный член Академии Педагогических наук РСФСР (1947), действительный член АПН СССР (1967). С 1968 по 1977 г. заведовал кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова Принадлежит к числу выдающихся отечественных психологов. В течение более чем 50-летней научной работы внес важный вклад в развитие различных областей психологии. Л. создал новое направление в психологии – нейропсихологию. Автор более 500 научных работ.

Александр Романович Лурия родился в г. Казани, в семье известного врача-терапевта А.Р. Лурия, окончил факультет общественных наук Казанского университета в 1921 г. и в 1937 г. - 1-й Московский медицинский институт. В 20-х гг., как ученик Л.С. Выготского, он участвовал в создании отечественной психологической науки, в разработке теории культурно-исторического развития психических процессов. Его работы по объективному изучению аффективных состояний положили начало целому ряду аналогичных исследований как в России, так и за рубежом. В области генетической психологии Лурия А.Р. (изучая на близнецах роль генетических и социальных факторов в развитии психических процессов) показал значение речи в организации психических функций у детей. Докторская диссертация Лурия А.Р. по педагогически наукам, подготовленная и защищенная в 30-е гг., была посвящена проблеме конфликтов. Начиная с 1940 г. Лурия А.Р. проводил исследования, посвященные анализу мозговых механизмов психических процессов. В результате многолетних исследований нарушений психических процессов при различных поражениях мозга (в годы Великой Отечественной войны — в восстановительном госпитале клиники нервных болезней Всесоюзного НИИ экспериментальной медицины в г. Кисегаче, а после войны — в Московском Институте нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко АМН СССР), — А.Р. Лурия создал новое направление в психологии — нейропсихологию, имеющую важное теоретическое и практическое значение. Им разработана новая теория локализации высших психических функций, представляющая существенный шаг вперед по сравнению с прежними теориями, им внесен важный вклад в понимание природы речевых нарушений и создана новая классификация афазий. Специальная серия работ А.Р. Лурии и его сотрудников посвящена роли лобных долей мозга в регуляции психических процессов. Им изучены различные формы нарушения памяти при разного рода локальных поражениях мозга. На основании системных исследований мозговых коррелятов высших психических функций А.Р. Лурия разработал методы нейропсихологической диагностики локальных поражений головного мозга и основные принципы восстановления нарушенных психических процессов.

Начиная с 1923 г. А.Р. Лурия проводил большую педагогическую работу: он преподавал в Академии Коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, в Московском Педагогическом дефектологическом институте, а с 1945 г. - в Московском университете (на кафедре психологии философского факультета); с 1968 по 1977 г. он заведовал кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. В течение многих лет он читал курс общей психологии, создал новый курс нейропсихологии, ряд спецкурсов. Под руководством А.Р. Лурия защищено более 50 кандидатских диссертаций, многие из его учеников стали докторами наук. За свою плодотворную научно-педагогическую деятельность А.Р. Лурия был награжден орденом В.И.Ленина, орденом “Знак почета” и медалями Советского Союза.

А.Р. Лурия имел высокий международный авторитет, он являлся зарубежным членом Национальной Академии Наук США, Американской Академии Наук и Искусств, Американской Академии Педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.). Он был почетным доктором ряда университетов: г. Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (Бельгия), Тампере (Финляндия и др.).

А.Р. Лурия — автор более 500 научных работ, многие из которых переведены на различные языки, среди них основные: 

  • Речь и интеллект в развитии ребенка. М., 1927; 
  • Этюды по истории поведения. М., 1930 (в соавт. с Л.С.Выготским);
  • Учение об афазии в свете мозговой патологии. М., 1940; 
  • Травматическая афазия. М., 1947; 
  • Восстановление функций после военной травмы. М., 1948; 
  • Умственно отсталый ребенок. М., 1960; 
  • Мозг и психические процессы. М., 1963, Т.1; М., 1970. Т.2; 
  • Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга. М., 1962, 2-е изд. 1969; 
  • Основы нейропсихологии. М., 1973;
  • Нейропсихология памяти. М., 1974. Т.1; М., 1976. Т.2; 
  • Основные проблемы нейролингвистики. М., 1976;
  • Язык и сознание. М., 1979 
  • и ряд других.

В 1967 г. за цикл работ в области нейропсихологии, включая книгу “Лобные доли и регуляция психических процессов. М., 1966. Л. был удостоен Ломоносовской премии 1-й степени.

Литература  

  • А.Р.Лурия и современная психология. М., 1982; 
  • Хомская Е.Д. - Александр Романович Лурия: Научная биография. М., 1992; 
  • Елена Лурия. Мой отец А.Р.Лурия. М., 1994.

А.Н.Ждан; Е.Д.Хомская

декабрь 1997