# #

Кафедра экстремальной психологии

Сотрудники кафедры готовят студентов по специализации «Психология чрезвычайных и экстремальных ситуаций» (специальность «Клиническая психология»), содержание которой основано на практическом опыте психологов МЧС России, СК РФ и ФСИН. Сотрудники кафедры работают в разных отделах ЦЭПП МЧС России и Следственного комитета РФ и имеют многолетний практический опыт.

Кандидат психологических наук, директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России Юлия Сергеевна Шойгу.
extrem-psy-msu@mail.ru

Кафедра экстремальной психологии была создана 5 сентябре 2016 г. на базе Учебно-научного Центра психологической помощи, основанного в 2008 г.

На кафедре экстремальной психологии в настоящее время работают: профессор Гребенникова В.В.,  старшие преподаватели: Ушков Ф.И., Варфоломеева Е.И., Церцвадзе Н.А.; научные сотрудники: Голубева О.Ю., Каменев И.И., Марченко Е.В., Стратий О.Л., канд.психол.наук Попова О.Б., Тимофеева Л.Н.; психологи 1 категории: Белоусова Е.В., Кармилова М.Е., Куркина А.С., Порохнина М.А., Тарасова А.А.; методист: Султанова Ф.Р.; специалист по учебно-методической работе кандидат психологических наук Михайлова Ю.А.; обеспечивает учебно-организационную деятельность кафедры кандидат психологических наук, доцент Широкая М.Ю.

Примерные темы курсовых и дипломных работ на специализации «Психология чрезвычайных и экстремальных ситуаций»

3 курс

  1. Особенности интернет-консультирования по проблеме переживания насилия.
  2. Факторы риска посттравматических и острых стрессовых расстройств у пострадавших в чрезвычайных ситуациях.
  3. Факторы самоконтроля эмоциональных переживаний спасателей в чрезвычайных ситуациях.
  4. Эмоциональная оценка стрессовой ситуации в зависимости от ролевой позиции у специалиста экстремального профиля.
  5. 5. Особенности переживания чувства вины женщинами, осужденными за корыстные преступления (теоретический обзор).
  6. Особенности организации и оказания психологической помощи при ЧС в острый период: мировой опыт.
  7. Особенности презентации проблемы при обращении клиентов, испытывающих тревожные и депрессивные состояния (на материале Интернет-службы экстренной психологической помощи МЧС России.
  8. Психологические аспекты агрессивного поведения и насильственных преступлений (теоретический обзор).
  9. Представления о социально-психологических факторах буллинга (теоретический обзор).
  10. Факторы риска развития ПТСР и психологического стресса у работников служб экстренной помощи: систематический обзор эмпирических исследований (теоретический обзор).

4 курс

  1. Особенности интернет-консультирования по проблеме переживания сексуального насилия.
  2. Критерии эффективности экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
  3. Психологические ресурсы преодоления трудностей профессиональной деятельности у спасателей.
  4. Особенности разрешения моральных дилемм в условиях стресса специалистами экстремального профиля.
  5. Оценка психологического благополучия женщин, подвергшихся психологическому насилию.
  6. Особенности когнитивных убеждений у людей с разным уровнем выраженности последствий травматического стресса.
  7. Исследование применения методов активизации памяти для получения информации о травматических событиях.
  8. Работа с чувством вины абонента, переживающего смерть близкого человека, в телефонном психологическом консультировании (на основе опыта работы консультантов телефона ЭПП МЧС России).

5 курс

  1. Факторы риска негативных психологических последствий у пострадавших в чрезвычайных ситуациях (на материале экспертного интервью и социально-психологического опроса).
  2. Анализ влияния характеристик чрезвычайной ситуации на процесс принятия управленческих решений старшим оперативной группы психологов МЧС России.
  3. Мотивационные факторы добровольческой деятельности молодежи на примере студенческого психологического добровольческого отряда.
  4. Мотивация к получению среднего профессионального образования как способ преодоления экзистенциального кризиса у несовершеннолетних правонарушителей.
  5. Взаимосвязь личностных характеристик с проявлением признаков недостоверной информации в текстах (на выборке девушки и юноши 18-25 лет).
  6. Особенности тревожности при различных типах воздействующих техно-стрессоров у взрослых.

6 курс

  1. Особенности мотивационной готовности специалистов психологической службы МЧС России с разным профессиональным опытом к работе с острым горем.
  2. Формирование рекомендаций в психологическом онлайн-консультировании по проблемам, связанным с паническими атаками.
  3. Оценка эффективности критериев профессионального психологического отбора на разные специальности МЧС России Особенности восприятия трудных жизненных ситуаций при разных направленностях копинга (на выборке взрослых респондентов).
  4. Особенности волевой регуляции профессиональной деятельности у спасателей.
  5. Взаимосвязь витальности и совладания с трудными ситуациями профессиональной сферы (на выборках курсантов вузов МЧС России и студентов МГУ имени М.В.Ломоносова).
  6. Компоненты психологической готовности к оказанию экстренной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях у психологов МЧС России.