Кафедра основана в 1998 году.
разработка и внедрение системы «Практическая психология образования», ориентированной на поддержку индивидуальности (1998 г. - по настоящее время);
проектирование программ психологической безопасности детей, подростков и молодежи в цифровом пространстве (2000 г. - по настоящее время.);
разработка и руководство Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2005 гг.);
разработка первой в стране инновационной программы «Психология переговоров» (2007 г.);
разработка и внедрение совместно с кафедрой возрастной психологии МГУ федеральных государственных стандартов дошкольного и школьного образования на основе методологии системно-деятельностного подхода и концепции универсальных учебных действий (2009 - 2021гг.);
организация серии международных и всероссийских конференций междисциплинарной направленности: «Свободный стих и свободный танец: движение воплощенного смысла» (2010 г.), «Живое слово: логос - голос - движение - жест» (2012 г.), «Музыкальное движение: педагогика, психология, художественная практика» (2014 г.); Научно-практическая конференция-фестиваль «Ритм и пластическая культура личности» (2022 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы психологии искусства» (2023 г.);
организация и проведение Международного конгресса «Деятельный ум: от гуманитарной методологии к гуманитарным практикам», посвященного 80-летию со дня рождения А.А. Леонтьева (май 2016 г.);
создание программы и организация совместно с ведущими психологическими центрами России Международного сетевого конгресса «Разум в обществе: культурно-деятельностный поворот. К 120-летию Л.С. Выготского» (ноябрь 2016 г.);
реализация совместно с кафедрой психофизиологии факультета психологии МГУ научно-исследовательского проекта «Историко-эволюционный синтез развития сложных систем как методология социального конструирования вариативного образования» (2016-2018 гг.);
разработка проекта «Развитие личностного потенциала» в системе школьного образования (2017 г. – по настоящее время);
организация совместно с Институтом Психологии Академии наук международной конференции «The 32th Annual Meeting of the International Society for Psychophysics Fechner Day 2018» (2018 г.);
создание лаборатории цифровой социализации в рамках проектов РНФ «Цифровая социализация в культурно-исторической перспективе: внутрипоколенческий и межпоколенческий анализ», «Психологический феномен расширенной личности в социальном контексте смешанной реальности: риски и возможности адаптации к будущему» (2018 г.-по настоящее время);
реализация междисциплинарного проекта «Личность в эпоху перемен» и проведение конференции в честь 20-летия кафедры «Mobilis in mobili: личность в эпоху перемен» (декабрь 2018 г.);
разработка проекта «Школа антропологии будущего» совместно с РАНХиГС (2019 г. - по настоящее время). Ссылка на сайт: https://homofuturis.ru;
разработка проекта «Научное наследие А.А. Леонтьева»: издание монографии А.А. Леонтьева «Методологические основы психологии» (2019г.);
реализация проекта «Лидеры 21 века: кто они?» по гранту Фонду Потанина (2019 г.);
организация совместно с «Психологической газетой» 14-го Саммита психологов «Страхи и надежды человечества. Психология спасет мир?» (май-июнь 2020 г.);
проведения кросскультурного мониторинга «Образы инфодемии и пандемии» в условиях антропологических рисков (2020-2021гг.);
разработка проекта «Ректорий»: формирование личностного потенциала команд развития университетов совместно со СберУниверситет (2020 г. - по настоящее время);
проведение ежегодной научно-практической конференции, посвященной вопросам влияния цифровых трансформаций на детей и подростков, в том числе: Пятая ежегодная научно-практическая конференция «Поколение цифровой социализации: взламывая стереотипы» (февраль 2021 г.); Шестая международная научно-практическая конференция «Цифровые трансформации реальности: в поисках культурного кода между поколениями» (февраль 2022г.); Седьмая научно-практическая конференция «Цифровые практики подростков и молодёжи: в поисках устойчивости и сотрудничества» (февраль 2023 г.);
ежегодно проводимые секции в рамках Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов»: «Психология личности: вызовы сложности, неопределенности и разнообразия»; «Когнитивная психология (совместно с кафедрой общей психологии); «Психология переговоров и разрешение конфликтов», «Психология цифрового мира: личность и общество» (совместно с кафедрой социальной психологии);
защиты докторских диссертаций: Д.А. Леонтьева «Психология смысла» (1999 г.), Е.Л. Доценко «Семантический подход к межличностному общению» (2000 г.), Г.В. Солдатовой «Психология межэтнической напряженности в ситуации социальной нестабильности» (2001 г.), А.Н. Гусева «Дифференциальная психофизика сенсорных задач» (2002 г.), Ф.Е. Василюка «Понимающая психотерапия как психотехническая система» (2007 г.), Т.А. Нестика «Социально-психологическая детерминация группового отношения к времени» (2015 г.); М.В. Фаликман «Структура и динамика зрительного внимания при решении перцептивных задач: конструктивно-деятельностный подход» (2016 г.); М.А. Степанова «Психотехнический подход к практической психологии образования: школа П.Я. Гальперина» (2022г.);
защиты кандидатских диссертаций: А.М. Айламазьян «Установки личности в процессе выбора мотивов деятельности (на материале деловых игр)» (1984 г.), Г.Я. Шапирштейн «Взаимодействие установок в процессе регуляции деятельности субъекта» (1988 г.), В.В. Колпачников «Формирование и проявление гуманных установок личности (на материале донорства)» (1990 г.), А.В. Соломатина «Нравственная децентрация как механизм развития личности» (1992 г.), Ю.А. Васильева «Особенности смысловой сферы личности у лиц с нарушениями социальной регуляции поведения» (1995 г.), Е.В. Скворцова «Психологический анализ социальной адаптации личности в инокультурной среде (на материале иностранных студентов)» (1997 г.), Н.А. Пастернак «Способность действовать «В уме» как механизм произвольной регуляции поведения личности» (2001 г.), Т.В. Зайцева «Диагностика зоны ближайшего развития личности в процессе психологического тренинга» (2001 г.), Н.Г. Валинурова «Переживание социального бытия личности как фундаментальная проблема экзистенциальной психологии» (2002 г.), В.В. Кузовкин «Психотехнический подход к активизации личностного роста в подготовке офицеров запаса» (2002 г.), М.С. Гусельцева «Методологические предпосылки развития культурно-исторической психологии» (2003 г.), Ю.Г. Овчинниковой «Роль конструктивного кризиса идентичности в развитии личности» (2004 г.); Л.В. Трубицына «Переживание травмирующего события как проблема психологии личности» (2005 г.), А.В. Цветков «Роль символа в развитии произвольной регуляции» (2006 г.), А.И. Чекалиной «Когнитивно-стилевые особенности решения сенсорных задач» (2008 г.), О.С. Шалиной «Символическое опосредствование переживаний личности в критических ситуациях» (2010 г.), Е.Ю. Патяевой «Культурно-исторический анализ развития мотивации личности» (2010 г.), А.С. Евдокименко «Диагностика мотивационного профиля личности в переговорной ситуации» (2010 г.), О.А. Арбековой «Влияние установок на формирование зрительного образа в условиях инверсии» (2016 г.), А.В. Монроз «Особенности волевой регуляции в разных видах жизнедеятельности личности» (2016 г.), Е.Н. Львовой «Личностное опосредствование выбора стратегий совладания в ситуации неопределенности» (2017 г.), Н.Н. Волковой «Когнитивно-стилевая регуляция решения сенсорных задач» (2018 г.), А.Ф. Гасимова «Индивидуальные характеристики личности как факторы прогнозирования хода переговорного процесса» (2021 г.), С.В. Чигарьковой «Личностные предикторы формирования межкультурной компетентности» (2021 г.).
На кафедре работали: Мария Вячеславовна Фаликман, Ангелина Игоревна Чекалина, Светлана Васильевна Кривцова, Анастасия Евгеньевна Вишнева.
Сотрудники кафедры, ушедшие из жизни: Алексей Алексеевич Леонтьев, Федор Ефимович Василюк, Адольф Ульянович Хараш, Сергей Тихонович Агарков, Валерий Яковлевич Романов.
историко-эволюционный подход к пониманию развития человека в природе, обществе и жизненном пути, раскрываемый формулой «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают»;
психология становления и развития личности в процессе жизненного пути (персоногенез);
психология потенциала человека, становления возможностей его развития в условиях неопределенности, сложности и разнообразия;
экзистенциальная и феноменологическая психология личности;
психосоциология обыденного сознания;
дифференциальная психология личности;
дифференциальная психология решения сенсорных и перцептивных задач;
когнитивная психология активности;
психология мотивации поведения человека, порождения его действий и поступков;
культурно-историческая психология волевых действий;
психология и культурная антропология межкультурной коммуникации, социализация личности в условиях межэтнической напряженности; психология толерантности;
психология мотивации альтруистического поведения;
психология насилия и агрессии в обыденной жизни;
психология поведения человека в условиях антропологических рисков;
культурно-историческая психология совладания и защиты в трудных жизненных ситуациях; психология выстраивания перспектив в условиях кризиса;
культурно-историческая психология экспрессивного поведения;
психология переговоров и разрешения конфликтов;
психология цифровой социализации личности в сетевом пространстве; психология информационной безопасности;
киберпсихология личности;
практическая психология социализации и персонализации в условиях общего и профессионального образования.
«Культурно-историческая психология личности как междисциплинарная парадигма человекознания» (руководитель А.Г. Асмолов, с 2015 г.);
«Психология цифровой трансформации личности и общества» (руководитель Г.В. Солдатова, с 2021 г.);
«Историко-эволюционный анализ психологии современности в условиях неопределенности, сложности и разнообразия» (руководитель Г.В. Солдатова, 2016-2020 гг.).
Открыта в 2016 г., сохраняя преемственность специализации «Психология личности» (открыта в 1998 г.).
Миссия – поиск ответов на вызовы неопределенности, сложности и разнообразия в эволюции сложных целеустремленных систем. Профессорско-преподавательский состав специализации представлен 15 профессорами, 9 доцентами и 8 ведущими и старшими научными сотрудниками 9 кафедр факультета, которые разработали оригинальные программы дисциплин с учетом современных трендов и запросов практики.
Миссия – формирование ценности профессии переговорщика как мастера накопления стратегий согласия в современном изменяющемся обществе. Междисциплинарная специализация в сотрудничестве 6 кафедр факультета. Команда мастеров – теоретики и практики: 14 профессоров, 16 доцентов и преподавателей, 11 старших и ведущих сотрудников.
Подробная информация о специализации «Психология переговоров и разрешения конфликтов»: https://negotiationpsychology.tilda.ws/
Координаторы и организаторы образовательного процесса специализаций, в том числе различных видов практик: С.В. Чигарькова, Е.Е. Насиновская, М.В. Ветлинская, А.С. Клишевич, А.Г. Кошевая.
кандидат психологических наук (1984)
старший научный сотрудник кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Младший научный сотрудник
доктор психологических наук (2022)
профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
кандидат психологических наук (1984)
ведущий научный сотрудник кафедры психологии личности, сотрудник Научного Центра Психического здоровья
Психолог
доктор психологических наук
профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Психолог
доктор психологических наук
кандидат психологических наук (1983)
доцент кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
доктор психологических наук
ведущий научный сотрудник кафедры психологии личности
доктор психологических наук
заместитель заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Кандидат психологических наук (2021)
старший научный сотрудник кафедры психологии личности, координатор специализации «Психология переговоров и разрешения конфликтов» и магистратуры «Психология переговоров»
кандидат психологических наук
ведущий научный сотрудник кафедры психологии личности
Кафедра психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова уже пятый раз организует и проводит научно-практическую конференцию, приуроченную к Неделе Безопасного Рунета. В этом году конференция прошла под названием «Поколение цифровой социализации: взламывая стереотипы» 3 февраля в онлайн-формате.