Кафедра психологии образования и педагогики была основана в декабре 1966 года на базе межфакультетской кафедры педагогики МГУ, и первоначально называлась кафедра педагогики и педагогической психологии.
Со времени основания кафедры по 1995 г. её заведующим была академик РАО, профессор Нина Фёдоровна Талызина.
С 1995 по 2004 гг. кафедру возглавил доктор психологических наук, профессор Ислам Имранович Ильясов.
С 2004 по 2012 гг. кафедрой руководил доктор психологических наук, профессор Сергей Дмитриевич Смирнов.
С 2012 по 2017 гг. кафедру психологии образования и педагогики возглавлял доктор психологических наук, заслуженный профессор МГУ Андрей Ильич Подольский.
С 2017 г. по настоящее время заведующим кафедрой является доктор психологических наук, академик РАО, профессор Александр Николаевич Веракса.
Телефон: (495) 629-58-23
Электронная почта: pedpsychology@mail.ru
Роль саморегуляции в академической и социальной успешности: лонгитюдное исследование.
Взаимосвязь физического развития и саморегуляции в дошкольном и школьном возрасте.
Влияние образовательной среды детского сада на психическое развитие дошкольника.
Возможности использования символизации для освоения различного содержания дошкольниками: культурно-исторический подход.
Влияние просмотра ТВ и использования современных медиа на когнитивное и эмоциональное развитие дошкольников и младших школьников.
Возможности применения проектной деятельности в работе с детьми.
Изучение особенностей развития регуляторных функций у детей дошкольного возраста.
Изучение особенностей эмоционально-личностного развития дошкольников.
Изучение развития математических знаний и умений в старшем дошкольном возрасте.
Оценка образовательной среды дошкольных учреждений.
Подходы к анализу исследовательских действий в разных психологических школах.
Типы ориентировочно-исследовательских усилий дошкольников.
Изучение исследовательских и творческих действий с позиции «синергетической метафоры».
Исследовательские компетенции и формирование специалистов исследовательского типа.
Сравнительный анализ разновидностей культурно-деятельностных теорий учения в отечественной психологии.
Проблема поэтапного формирования системы понятий деятельностной теории учения.
Мотивация достижения, саморегуляция и учебная успешность.
Предикторы одаренности. Мотивационные и личностные особенности одаренных детей и подростков. Одаренность, талант, выдающиеся достижения – врождено или рукотворно?
Настойчивость и ее источники у обычных и одаренных (успешных) подростков.
Оптимизм и конструктивное мышление как источник благополучия и успешности в деятельности.
Детско-родительские отношения как источник мотивации достижения и благополучия подростков.
Психология интереса. Интерес, поток, внутренняя мотивация учебной деятельности при разных системах обучения.
Учебный обман как форма девиантного поведения школьников: причины и пути преодоления.
Кросс-культурные исследования оптимизма и психологического благополучия.
Образовательные среды: их оценка и роль в развитии мотивации школьников.
Интерес, внутренняя мотивация, поток, сравнительный анализ понятий.
Факторы демотивации в современных школах. Почему дети не хотят учиться? Мотиваторы и демотиваторы в современных школах (отметки, стиль общения, требования, правила).
Отношения учитель-ученик как источник благополучия и успешности школьников.
Стиль взаимодействия учителя с ребенком как предиктор (источник) учебной мотивации.
Самомотивация и мотивация саморазвития, источники и следствия.
Образовательные среды в разных культурах и их роль в академических достижениях.
Гендерные различия в способностях и мотивации, их происхождение и средовые источники.
Мотивация и демотивация в школе и в университете – причины, стратегии развития и поддержания.
Психология учения и психологическое консультирование.
Образование и развитие личности.
Концепции развивающего обучения в отечественной педагогической психологии.
Концепции развивающего обучения в зарубежной педагогической психологии.
Индивидуальные различия в познавательных способностях и их учёт в обучении.
Формирование «глубокого» подхода к учению.
Самосознание личности в регуляции деятельности учения.
Понимание учебных и научных текстов в ситуациях терминологической неоднозначности.
Творческие способности и деятельность учения.
Формирование эвристических приемов решения творческих задач.
Проблемы информационно-психологической безопасности личности.
Искусство ведения споров и дискуссий.
Позволительные и непозволительные уловки в споре.
Место и роль непозволительных уловок в структуре дискуссии (психологический анализ).
Исследование способов демонстрации тезиса и алгоритмов оценки силы аргументации оппонента в процессе дискуссии.
От чего зависит беседа в споре?
Соотношение когнитивных и личностных характеристик эффективного спорщика.
Типы личности как фактор выбора стратегии и тактики спора.
Психологические факторы убедительности аргумента.
Психологические факторы, влияющие на изменение позиции собеседника в ситуации нормативно структурированной дискуссии.
Умение дискутировать как фактор ведения переговорного процесса.
Влияние намерений участников переговорного процесса на изменение структуры дискуссии.
Дискуссия как метод формирования критического мышления (проблема формирования критического мышления).
Когнитивное консультирование через призму проблемы ведения дискуссий (спор с собой).
Критическая дискуссия как метод профилактики конфликтов в семейной психотерапии.
Искусство ведения дискуссии как фактор создания эффективного рекламного продукта.
Эгоцентризм у взрослых: применимы ли характеристики дооперационального интеллекта к мышлению взрослых?
Проблема соотношения децентрации и развития интеллектуальных структур у детей.
Исследование интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Логическое и психологическое: психолого-педагогический подход.
Особенности прокрастинации студентов в связи с учебной мотивацией.
Отчуждение от учебы как предиктор прокрастинации (на материале студентов).
Связь перфекционизма с академическими достижениями.
Особенности связи черт личности с использованием цифровых технологий в процессе обучения.
Психологическое благополучие в контексте использования цифровых технологий в процессе обучения.
Психологические особенности исследовательской и проектной деятельности подростков.
Психологическая готовность к школьному обучению (разные аспекты, в том числе сравнение детей 5-6 и 6-7 лет).
Мотивационная (или личностная) готовность к школе детей с разным опытом дошкольного воспитания (домашнего и детсадовского; традиционного и обогащенного).
Сравнительный анализ особенностей адаптации пятиклассников к условиям обучения в средней школе в зависимости от специфики обучения в начальной школе (предметный характер обучения, эффективная начальная школа).
Формирование учебных действий (различные аспекты в зависимости от сформированности внутреннего плана, возраста, программы обучения и т.п.) – работа по методике поэтапного формирования П.Я.Гальперина.
Диагностический потенциал шкалы поэтапного формирования П.Я.Гальперина.
Сравнение возрастного и функционального развития.
Психологические особенности формирования умственных действий у детей с нарушениями различной нозологии (РАС, глухие, умственно отсталые, с ЗПР и т.д.).
Инклюзивное обучение в сравнении со специальным.
Особенности усвоения учебных действий нормально развивающимися детьми в условиях инклюзивного обучения
Послеродовые расстройства: факторы риска, профилактика, терапия, влияние на психическое развитие ребенка.
Родительское выгорание: факторы риска, влияние на психическое развитие ребенка.
Депрессия родителя и психическое развитие ребенка.
В рамках прошедшего Петербургского международного экономического форума (2-5 июня 2021г) Александр Веракса, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, заместитель директора ПИ РАО, академик РАО принял участие в ряде сессий, а также дал интервью Российскому обществу «Знание», посвящённое роли науки в развитии общества.
Заведующий кафедрой психологии образования и педагогики Александр Веракса и доцент кафедры психологии образования и педагогики Александра Долгих приняли участие в онлайн-конференции МИА «Россия сегодня» на тему «Психологические вызовы COVID-19: начало учебного года».