# #

Кафедра психологии образования и педагогики

Кафедра психологии образования и педагогики была основана в декабре 1966 года на базе межфакультетской кафедры педагогики МГУ, и первоначально называлась кафедра педагогики и педагогической психологии.

Скачать брошюру.

Со времени основания кафедры по 1995 год её заведующим была академик РАО, профессор Нина Фёдоровна Талызина.

В 1995 г. кафедру возглавил доктор психологических наук, профессор Ислам Имранович Ильясов.

С 1988 по 2004 год руководил доктор психологических наук, профессор Сергей Дмитриевич Смирнов.

С 2012 по 2017 гг. кафедру психологии образования и педагогики возглавлял доктор психологических наук, заслуженный профессор МГУ Андрей Ильич Подольский.

С 2017 г. по настоящее время исполняющим обязанности заведующего кафедры является доктор психологический наук, член-корреспондент РАО Александр Николаевич Веракса.


Телефон: (495) 629-58-23

Кафедра психологии образования и педагогики была основана в декабре 1966 года на базе межфакультетской кафедры педагогики МГУ, и первоначально называлась кафедра педагогики и педагогической психологии. Одновременно в составе кафедре начала работать лаборатория программированного обучения, которая затем была переименована в лабораторию педагогической психологии. Позднее при кафедре был также открыт центр по переподготовке преподавателей школ и вузов. Со времени основания кафедры по 1995 год её заведующим была академик РАО, профессор Нина Фёдоровна Талызина.

В 1995 г. кафедру возглавил доктор психологических наук, профессор Ислам Имранович Ильясов, а Нина Фёдоровна продолжила руководить лабораторией педагогической психологии и центром по переподготовке преподавателей.

В 2004 г. кафедра педагогики и педагогической психологии была объединена с кафедрой педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе факультета психологии МГУ, которой с 1988 по 2004 год руководил доктор психологических наук, профессор Сергей Дмитриевич Смирнов. С 2004 по 2012 г. он являлся руководителем объединенной кафедры, получившей новое название – кафедра психологии образования и педагогики. С 2012 по 2017 гг. кафедру психологии образования и педагогики возглавлял доктор психологических наук, заслуженный профессор МГУ Андрей Ильич Подольский.

С 2017 г. по настоящее время исполняющим обязанности заведующего кафедры является доктор психологический наук, чл.-корр. РАО Александр Николаевич Веракса

На момент основания кафедры педагогики и педагогической психологии на ней работали: Н.Ф. Талызина, Е.И. Руднева, А.В. Зосимовский, В.П. Беспалько, В.П. Сохина, Н.Г. Салмина, Г.А. Буткин, Т.В. Габай, И.А. Володарская, И.П. Калошина. В 70-х годах на кафедру пришли работать З.А. Решетова, В.Я. Ляудис, Г.Е. Залесский, О.Я. Кабанова, И.И. Ильясов, А.Ф. Ануфриев, О.Е. Мальская, И.Л. Можаровский, Н.А. Рождественская; в 80-х – А.Н. Подьяков, И.Н. Погожина, Ю. Карпов; в 90-х – Л.И. Айдарова, Т.О. Гордеева, М.А. Степанова и другие. В настоящее время непосредственно на кафедре работают профессора И.И. Ильясов, С.Д. Смирнов; доценты И.А. Володарская, Н.Е.Дерябина, В.М. Ковалева Б.Х. Кривицкий, И.Л. Можаровский, А.П. Наминач, И.Н. Погожина, А.В.Сорин, М.А. Степанова. В педагогической и научной работе кафедры активное участие принимают сотрудники лаборатории педагогической психологии и центра по переподготовке работников образования профессора Н.Ф. Талызина, Г.А.Глотова, З.А. Решетова, Н.Г. Салмина, доцент Т.О. Гордеева, научные сотрудники И.И. Вартанова, И.В. Коротаева, В.А.Негрий, А.Н.Сиднева, С.Л.Шелина.


Кафедра осуществляет подготовку студентов по трем направлениям:

  • Исследования в области педагогической психологии. Исследователи в области педагогической психологии приобретают умения, необходимые для проведения научного изучения познавательного и личностного развития в процессах обучения и воспитания. Это предполагает овладение методами анализа современного состояния отдельных областей педагогической психологии, методами постановки проблем исследования и формулирования гипотез, проведения эмпирических исследований для их проверки, написания научных отчетов и публикаций по результатам проведенных исследований.
  • Психологическая практика в сфере образования. Будущие психологи-практики в сфере образования обучаются методам оценки и совершенствования образовательного процесса в разного типа организациях (детских садах, школах, учреждениях средне-специального и высшего образования), а также на предприятиях, где занимаются обучением и развитием персонала. Студенты обучаются методам диагностики и коррекции познавательного и личностного развития детей и взрослых. Они также овладевают способами разработки новых методик и развивающих образовательных программ.
  • Преподавание педагогической психологии и практических психологических дисциплин. Подготовка к деятельности по преподаванию психологии предполагает овладение методами построения содержания и процесса обучения педагогической психологии различных контингентов учащихся.

На кафедре проводятся:

  • Исследования в сфере разработки и совершенствования деятельностной теории учения и логико-психологического подхода в педагогической психологии (Талызина Н.Ф., Подольский А.И., Салмина Н.Г., Глотова Г.А., Вартанова И.И., Степанова М.А. и др.).
  • Исследования структуры, свойств и факторов учебной деятельности, закономерностей познавательного и личностного развития субъектов образовательного процесса (Ильясов И.И., Можаровский И.Л., Погожина И.Н. и др.).
  • Исследования в сфере учебной мотивации и мотивации достижения в образовании (Гордеева Т.О.).
  • Исследования в сфере практической психологии образования (Веракса А.Н., Коротаева И.В., Подольский А.И., Пшеничнюк Д.В., Степанова М.А., Сиднева А.Н. и др.).
  • Исследования в сфере изучения проблем формирования и структуры деятельности учения (Володарская И.А., Дерябина Н.Е., Коротаева И.В. и др.).
  • Исследования особенностей психического развития детей в различных образовательных средах и возможностей использования различных образовательных технологий (Веракса А.Н., Салмина Н.Г. и др.)

Веракса А.Н., доктор психол. наук, и.о. заведующего кафедрой

  1. Особенности развития саморегуляции у детей дошкольного и школьного возраста.
  2. Роль культурного средства в образовательных программах для детей.
  3. Современные комплексные методы анализа образовательной среды.
  4. Специфика построения развивающих программ для детей дошкольного возраста.
  5. Возможности психического развития детей через занятия физической культурой и спортом.

Вартанова И.И., старший научный сотрудник

  1. Мотивация учебной деятельности и  личностное самоопределение старших подростков и юношей.
  2. Эмоциональное отношение к учебной деятельности и самоотношение старших школьников.
  3. Мотивационная сфера личности в учебной деятельности.
  4. Половые особенности мотивации учебной деятельности старших школьников.
  5. Направленность личности и мотивация учебной деятельности старших школьников.

Глотова Г.А., ведущий научный сотрудник

  1. Подходы к анализу исследовательских действий в разных психологических школах.
  2. Типы ориентировочно-исследовательских усилий дошкольников.
  3. Изучение исследовательских и творческих действий с позиции «синергетической метафоры».
  4. Исследовательские компетенции и формирование специалистов исследовательского типа.
  5. Сравнительный анализ разновидностей культурно-деятельностных теорий учения в отечественной психологии.
  6. Проблема поэтапного формирования системы понятий деятельностной теории учения.

Гордеева Т.О., доцент

  1. Мотивация достижения, саморегуляция и учебная успешность.
  2. Мотивационные и личностные особенности одаренных детей и подростков.
  3. Позитивный и негативный перфекционизм: источники и особенности развития.
  4. Оптимистическое мышление личности как источник психологического благополучия и  успешности в деятельности.
  5. Детско-родительские отношения как источник мотивации достижения подростков.
  6. Интерес, поток, внутренняя мотивация учебной деятельности при разных типах обучения.
  7. Учебный обман как форма девиантного поведения школьников: причины и пути преодоления.

Ильясов И.И., профессор

  1. Психология учения и психологическое консультирование.
  2. Образование и развитие личности.
  3. Концепции развивающего обучения в отечественной педагогической психологии.
  4. Концепции развивающего обучения в зарубежной педагогической психологии.
  5. Индивидуальные различия в познавательных способностях и их учёт в обучении.
  6. Формирование «глубокого» подхода к учению.
  7. Самосознание личности в регуляции деятельности учения.
  8. Понимание учебных и научных текстов в ситуациях терминологической неоднозначности.
  9. Творческие способности и деятельность учения.
  10. Формирование эвристических приемов решения творческих задач.

Негрий В.А., младший научный сотрудник

  1. Психоаналитический подход к индивидуально-личностному развитию учащегося.
  2. Геймификация в образовании.
  3. Психологические факторы сопротивления обучению.

Погожина И.Н., доцент

  1. Компетенции 21-го века: психологический анализ.
  2. Формирование и развитие познавательных процессов в разных возрастах.
  3. Исследование представлений о коррупции: психолого-педагогический аспект.
  4. Обобщенные умения делового общения: анализ состава, структуры, способы оценки, формирование.
  5. Позволительные и непозволительные уловки в споре. Место и роль непозволительных уловок в структуре дискуссии (психологический анализ).
  6. Исследование способов демонстрации позиции и алгоритмов оценки силы аргументации оппонента в процессе дискуссии.
  7. Ситуации психологического и эмоционального давления:  оценка и формирование эффективных копинг-стратегий.

Салмина Н.Г., профессор

  1. Развитие символической функции в дошкольном возрасте.
  2. Типология трудностей у младших школьников.
  3. Психологическая экспертиза игрушек.
  4. Игрушка в развитии ребёнка.
  5. Подходы к анализу роли игры в различных психологических школах.
  6. Особенности становления коммуникативной деятельности в младшем школьном возрасте.

Сиднева А.Н., старший научный сотрудник

  1. Умение учиться и его формирование у школьников и студентов.
  2. Формализм школьных знаний и его причины.
  3. Психологический анализ уроков с позиций деятельностного подхода.
  4. Развивающее обучение - особенности содержания и методов.
  5. Психологические различия школьников, обучающихся по программам традиционного и развивающего обучения

Степанова М.А., доцент

  1. Взаимосвязь интереса к учебе (социометрического статуса, академической успеваемости) и тревожности в младшем школьном возрасте.
  2. Динамика профессиональных предпочтений подростков массовых и профильных школ (тема рассчитана на два года).
  3. Сравнительный анализ особенностей адаптации пятиклассников, обучавшихся в начальной школе по предметной и непредметной системе.
  4. Формирование навыка работы по правилу (или любого другого действия) по методике поэтапного формирования умственных действий и понятий.
  5. Сравнительный анализ психологической готовности к школе современных дошкольников и дошкольников 20-летней давности.
  6. Психологический анализ читательских предпочтений современных подростков.