25 сентября 2018 года на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова состоялся круглый стол «Оценивание успешности учебной деятельности младших школьников: инструмент развития или фактор дезадаптации?», в котором приняли участие ведущие эксперты в области педагогики и психологии, а также директора московских школ.
Открыл заседание декан факультета психологии МГУ, вице-президент Российской академии образования, профессор, академик РАО Юрий Зинченко.
Заведующий Центром начального общего образования «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», член-корреспондент РАО, профессор, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ Виноградова Наталья рассказала о современной системе контроля и оценки в начальной школе, указав на необходимость введения специальной дисциплины при подготовке педагогических кадров, в ходе которой они будут овладевать навыками и знаниями о способах и целях контроля учебной деятельности и оценки достижений школьников.
Вице-президент Российской академии образования, директор Института коррекционной педагогики РАО, академик РАО, профессор, доктор педагогических наук Малофеев Николай и ведущий научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО, доктор психологических наук Бабкина Наталия рассказали об актуальных задачах инклюзивного обучения в России, о тех психолого-педагогических мерах, которые необходимо применять для того, чтобы обучение было эффективным и при этом действительно равноправным.
Ведущие специалисты факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Ольга Карабанова, Александр Веракса, Валентина Барабанщикова и др. подняли вопросы роли оценки в психологическом благополучии младших школьников и педагогов. Специалисты пришли к выводу, что оценивание учебной деятельности безусловно является неотъемлемой частью образовательного процесса, однако, в условиях цифрового образования необходимо находить новые адекватные формы контроля и оценки учебной деятельности, способствующей личностному и профессиональному развитию детей, а также высокой мотивации достижения успеха в учебной деятельности.
Директор ГБОУ города Москвы «Школа № 710 им. Народного учителя СССР В.К. Жудова», доктор педагогических наук Денис Сомов и директор ГБОУ «Шуваловская школа № 1448» Ольга Дмитриева также рассказали о системе оценивания учебной деятельности младших школьников в своих учебных заведениях, которая способствует формированию положительного отношения к дальнейшему обучению.
Заведующий лабораторией возрастной психогенетики Психологического института РАО Сергей Малых и ведущий научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО Татьяна Тихомирова рассказали о роли оценки в академической успешности и развитии индивидуальных способностей у младших школьников.
Вице-президент РАО, декан факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова Юрий Зинченко резюмировал итоги круглого стола:
«Первая оценка – это тонкий инструмент воздействия на ребенка, который имеет свои последствия.
Наука должна быть ближе к школе. Но этот мостик перебросить должны не только наши академики, не только наши институты. Должно быть организовано более продуктивное общение с представителями педагогического и родительского сообщества, с институтами гражданского общества.
Надеюсь, все мнения, высказанные сегодня в ходе заседания круглого стола, станут отправной точкой к повышению эффективности системы образования и психологической культуры всех участников образовательного процесса»