# #

Пострелиз третьей ежегодной научно-практической конференции «Цифровое детство: социализация и безопасность»

8 февраля 2019

5 февраля 2019 года на факультете психологии МГУ имени М. В. Ломоносова состоялась Третья ежегодная научно-практическая конференция «Цифровое детство: социализация и безопасность». Конференция прошла в рамках недели безопасного Интернета, являющейся российской частью мероприятий Международного Дня безопасного интернета (Safer Internet Day).

Пострелиз третьей ежегодной научно-практической конференции «Цифровое детство: социализация и безопасность»

День безопасного Интернета – ключевая международная дата, посвященная проблеме безопасности детей и взрослых в сети Интернет и формированию этичной и безопасной онлайн-среды. Она была учреждена по инициативе Европейской комиссии в 2004 году — в рамках проекта «Безопасные границы ЕС» и отмечается в первый вторник февраля. Цель праздника – объединение государственных, общественных и частных профессиональных усилий для повышения уровня знаний о безопасном и ответственном использовании Интернет технологий. C 5 по 14 февраля 2019 года в России проходит 12-я Неделя безопасного Рунета, которая посвящена теме безопасного и позитивного использования цифровых технологий.

Организаторами конференции выступили факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Фонд Развития Интернет, Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ), Центр мониторинга рисков и социально-психологической помощи Академии социального управления. Слушателями конференции стали педагоги-психологи, учителя, социальные педагоги, а также другие работники сферы образования, интересующиеся темой безопасности детей в инфо-коммуникационной среде. Всего в конференции приняли участие свыше 150 человек.

С приветственными словами выступили Александр Григорьевич Асмолов, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова; Марина Анатольевна Самойлова, представитель министерства образования Московской области, заместитель заведующего отдела профилактики асоциальных явлений управления дополнительного образования и воспитания детей, Марина; Галина Владимировна Солдатова, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Фонда Развития Интернет.

Асмолов А. Г. в приветственном слове обратил внимание на то, что каждый из нас уже является «человеком достроенным», поскольку технологии сопровождают нас всю жизнь с раннего возраста и рядом с нами 24-часа в сутки. Спикер отметил, что девайсы меняют наше сознание и всю реальность вокруг нас, а 21 век можно назвать сетевым столетием, поскольку мир погружён в социальные онлайн-сети непрерывно, став цифровой реальностью. Александр Григорьевич подчеркнул, что «каждый ребёнок сам себе Гугл и Яндекс», а образование давно вышло за пределы школы. Главная задача науки сейчас – это понять, как сетевое пространство меняет картину мира, кто такой цифровой человек и каков его цифровой разум.

Солдатова Г. В. в приветственном слове рассказала о традициях недели безопасного интернета, которая служит цели обсуждение проведённых исследований и дальнейших путей развития в данной области. Стремительные изменения мира и непрерывное развитие технологий подразумевают необходимость такого же постоянного совершенствования методов исследований и процесса научного познания. Галина Владимировна также подчеркнула, что важно не только изучать, но и делиться полученными научными данными с психологами, педагогами и родителями, которые могут строить свою работу с детьми и подростками на их основе.

В начале конференции участники прошли интерактивный блиц-опрос и ответили на ряд вопросов от спикеров по теме их выступлений. Полученные результаты спикеры использовали для обсуждения актуального мнения аудитории о представленных в докладах проблемах.

С докладом «Особенности и риски цифровой социализации» выступила Солдатова Г. В., представив первые результаты пилотажного этапа всероссийского исследования, проведенного в рамках проекта Российского научного фонда «Цифровая социализация в культурно-исторической перспективе: внутрипоколенческий и межпоколенческий анализ». Цель популяционного исследования – изучение особенностей цифровой социализации у представителей разных поколений. В выступлении рассматривался феномен цифрового детства, особенности цифровой социализации детей и подростков в разных контекстах их жизни, возможности и способы конвергенции онлайн-миров детей и их родителей.

Собкин Владимир Самуилович, академик РАО, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель Центра социологии образования РАО, выступил с докладом «К вопросу о подростковой агрессии в социальных сетях (по материалам социологического опроса)». В докладе представлены результаты исследования, основной задачей которого было изучение проблем и опасностей, с которыми подростки сталкиваются в онлайн-пространстве и их восприятие этих опасностей. В выступлении было уделено внимание проблеме допустимого и недопустимого поведении в социальных сетях, особенностей понимания этических норм в интернете подростками и детьми.

С докладом «Насилие по отношению к детям в интернет-среде» выступила Дозорцева Елена Георгиевна, доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста «ФМИЦПН им. В. П. Сербского» Минздрава России. Елена Георгиева рассказала о разных видах агрессии в интернет-среде, особенно остановившись на феномене онлайн-груминга. В выступлении были представлены этапы онлайн-груминга, применяемые манипулятивные техники воздействия и доминирования над несовершеннолетними, основные типы реакций на действия онлайн-грумера со стороны ребёнка, даны рекомендации для родителей и педагогов по профилактике среди детей и подростков.

Во второй части конференции было представлено еще несколько докладов. Теславская Оксана Игоревна, научный сотрудник Центра мониторинга рисков и социально-психологической помощи АСОУ, выступила с докладом «Дети и подростки в виртуальной игровой среде: что необходимо знать взрослым?». Ртищева Мария Анатольевна, научный сотрудник центра мониторинга рисков и социально-психологической помощи АСОУ, психолог-исследователь Фонд Развития Интернет, выступила с докладом «Эволюция онлайн-рисков. Опыт работы Линии помощи «Дети онлайн». Чигарькова Светлана Вячеславна, младший научный сотрудник кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, представила доклад «Социальный онлайн-капитал подростков: ограничения и перспективы».

В завершении конференции прошел ряд мастер-классов, в рамках которых обсуждались практические вопросы профилактики и совладания с онлайн-рисками, представлены методические пособия Фонда Развития Интернет для работников образования.
Чигарькова С. В. провела мастер-класс «Основы кибербезопасности для учеников 5-6 классов», представив рабочие тетради и тренажеры для школьников, разработанные для повышения уровня цифровой компетентности и выпущенные в 2018 году в соавторстве с Солдатовой Г. У., и Пермяковой И. Д. в издательстве «Русское слово». 
Теславская О. И. и Темежникова О. Б., ведущий психолог Центра мониторинга риской и социально-психологической помощи АСОУ, провели мастер-класс «Персональные данные: защита и управление». 
Ртищева М.А. и Илюхина С. Н., психолог-исследователь Фонда Развития Интернет, психолог Центра мониторинга рисков и социально-психологической помощи АСОУ, провели мастер-класс «Коммуникационные риски: профилактика и совладание».

Также в рамках мастер-классов слушателям была предоставлена возможность обсудить случаи из собственной практики, задать интересующие вопросы, возникающие в ходе работы, и получить ответ от ведущих и коллег.

Фотогалерея

Все новости