# #

5 (18) февраля 2023 года исполняется 120 лет со дня рождения классика мировой психологии, основателя и первого декана факультета психологии МГУ Алексея Николаевича Леонтьева

18 февраля 2023

Дело и личность А.Н. Леонтьева необходимо рассматривать в контексте его исторического времени. Ему приходилось работать и творить в непростых социокультурных условиях. Годы его творческой деятельности пришлись на эпоху крайней политизации и идеологизации всех сфер жизни, в том числе науки, когда для того, чтобы выжить, нужно было овладеть особыми правилами изложения своих научных взглядов. Как участник своего времени, в этой конкретной ситуации А.Н. Леонтьев выработал особый стиль своего научного языка. За текстом его работ скрывается большой подтекст, который нужно уметь выявить.

5 (18) февраля 2023 года исполняется 120 лет со дня рождения классика мировой психологии, основателя и первого декана факультета психологии МГУ Алексея Николаевича Леонтьева

Дело и личность А.Н. Леонтьева необходимо рассматривать в контексте его исторического времени. Ему приходилось работать и творить в непростых социокультурных условиях. Годы его творческой деятельности пришлись на эпоху крайней политизации и идеологизации всех сфер жизни, в том числе науки, когда для того, чтобы выжить, нужно было овладеть особыми правилами изложения своих научных взглядов. Как участник своего времени, в этой конкретной ситуации А.Н. Леонтьев выработал особый стиль своего научного языка. За текстом его работ скрывается большой подтекст, который нужно уметь выявить.

Профессиональное становление А.Н. Леонтьева происходило под влиянием Л.С. Выготского, учеником и соратником которого он был. Сам А.Н. Леонтьев неоднократно вспоминал, что пришел к Л.С. Выготскому «методологически пустым». Своими теоретическими и экспериментальными исследованиями памяти и внимания Алексей Николаевич внес значительный вклад в разработку культурно-исторической психологии. В начале 1930-х гг. в логике развития подхода Выготского Леонтьев заявил о необходимости изучения сознания в контексте реальной деятельности человека, прежде всего, практической. А.Н. Леонтьев создал общепсихологическую теорию деятельности, которая, по его собственному признанию, преемственно связана с культурно-исторической психологией. Контуры данной теории сложились уже к концу 1930-х гг., однако в последующие десятилетия ее положения развивались и доказывались в теоретических, эмпирических и практических исследованиях. На основе идей психологии деятельности, разработанных А.Н. Леонтьевым и его школой, а также значимых для нее положений «физиологии активности» Н.А. Бернштейна и учения П.К. Анохина о функциональных системах были созданы эффективные методы восстановления движений после ранений во время Великой Отечественной войны (А.Н. Леонтьев был научным руководителем госпиталя в поселке Коуровка, где происходила данная работа, проводимая, в частности, А.В. Запорожцем, П.Я. Гальпериным и др.). Впечатляющим примером эффективности теории деятельности является практика обучения группы слепоглухонемых студентов на факультете психологии МГУ в 1970-х гг., которая основывалась на идеях аутентичного марксизма и философско-психологической концепции выдающегося диалектика второй половины XX века, единомышленника А.Н. Леонтьева, Э.В. Ильенкова.

А.Н. Леонтьев был выдающимся организатором науки и администратором. Эта деятельность воплотилась прежде всего в создании факультетов психологии МГУ и ЛГУ в 1966 г. До этого времени психология развивалась как одно из отделений в рамках философских факультетов.

Начинался факультет с трех кафедр (общей и прикладной психологии, психофизиологии и нейропсихологии, педагогики и педагогической психологии) и ряда лабораторий: психофизиологии ощущений; инженерной психологии; генетической психологии; программированного (управляемого) обучения. В структуру факультета был включен также кабинет педагогики. В связи с появлением и успешным развитием новых научных направлений в 1970 г. факультет был реорганизован и включал в свой состав вместо трех шесть кафедр: общей психологии; психологии труда и инженерной психологии; психофизиологии; нейропсихологии и патопсихологии; детской психологии; педагогики и педагогической психологии; в 1972 г. были созданы кафедра социальной психологии и лаборатория экспериментальной и прикладной психологии. Как декан Алексей Николаевич был мудрым руководителем: все стратегические вопросы решал только сам, с полной ответственностью. А рабочие вопросы он отдавал своим заместителям и полностью доверял им.

А.Н. Леонтьев поддерживал творческий дух на факультете. Это выражалось в следующих формах.

  1. На факультете проводились фундаментальные исследования, сложились и развивались крупные научные школы: школа психологической теории деятельности (школа охватывала практически весь факультет, поскольку исследовательская деятельность во всех подразделениях факультета и в педагогическом процессе базировалась на этой теории); нейропсихологическая школа, созданная А.Р. Лурией; патопсихологическая школа, основанная Б.В. Зейгарник; психофизиологическая школа, руководимая Е.Н. Соколовым; школа П.Я. Гальперина с ее теорией планомерного поэтапного формирования умственных действий и понятий; смысловая теория психологии мышления О.К. Тихомирова.
  2. На факультете многое делалось для развития творчества студентов. Были созданы научное студенческое общество (НСО), проводились зимние и летние психологические школы.
  3. На факультете проходили многочисленные научные дискуссии по принципиальным вопросам психологической науки: о ее предмете и методах, в частности, интереснейшая дискуссия об объективном методе в психологии, главным дискутантом которой выступил В.П. Зинченко, опубликовавший (в соавторстве с М.К. Мамардашвили) статью «Проблема объективного метода в психологии» (1977 г.). Научная жизнь буквально пульсировала и, что особенно важно, с участием студентов. В практику вошли методологические семинары с выступлениями на них, в том числе ученых из других учреждений. В частности, среди выступающих были академики Б.М. Кедров, Б.В. Гнеденко, П.К. Анохин и др. Леонтьев считал, что студенты должны видеть и слышать всех крупных ученых!

В кадровой политике Леонтьев делал ставку на своих талантливых выпускников; среди них: А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, В.К. Вилюнас, В.А. Иванников, А.Д. Логвиненко, С.Д. Смирнов, В.В. Столин и др. Они образовали следующее после классиков поколение ученых и преподавателей факультета.

Другими результатами деятельности А.Н. Леонтьева как организатора психологической науки были:

  1. введение в перечень ВАК квалификации «Психолог» и степени по психологическим наукам в середине 1960-х гг. До этого защитившие диссертацию психологи назывались кандидатами (или докторами) педагогических наук (в скобках: по психологии);
  2. вклад А.Н. Леонтьева в создание Института психологии РАН (1972). Начало этой работе по вхождению психологической науки в систему Академии наук СССР положил С.Л. Рубинштейн еще в 1940–е гг. Непосредственный организатор и первый директор этого института Б.Ф. Ломов признавал важную роль А.Н. Леонтьева в создании Института психологии РАН;
  3. организация и блестящее проведение в Москве на базе МГУ XVIII Международного психологического конгресса в 1966 г. А.Н. Леонтьев был Президентом конгресса, А.Р. Лурия – председателем Программного комитета.

Кроме того, на протяжении всей своей жизни А.Н. Леонтьев вел большую общественную деятельность. Он был инициатором создания Общества психологов СССР и несколько лет его президентом; был вице-президентом общества «СССР – Франция» и др.

Будучи деканом факультета психологии с 1966 г. до своей кончины 21 января 1979 года, А.Н. Леонтьев одновременно заведовал кафедрой общей психологии. Он превратил заседания кафедры в своего рода небольшие научные конференции. Они проходили в кабинете декана. Различного рода организационные вопросы, требовавшие рассмотрения и утверждения принятых на заседании решений, обычно не занимали большого времени, зато содержательные проблемы обсуждались обстоятельно. Нередко Алексей Николаевич отвлекался в сторону от основного вопроса, и тогда начинался интересный процесс преобразования заседания кафедры в живую лабораторию научной мысли. Все присутствующие были его участниками, а он руководил происходящим.

Большое место в жизни А.Н. Леонтьева занимала педагогическая деятельность. Основную задачу, стоящую перед высшим образованием, он видел в формировании специалистов высокой культуры и широкого кругозора, хорошо вооруженных современными научными знаниями, способных самостоятельно и творчески совершенствовать их. Эту задачу обучения студентов он считал неотделимой от дела нравственного воспитания личности. Будучи профессором Московского университета, он читал большой курс общей психологии, а также методологии психологии. Как педагог он был неподражаем. Его лекции были трудны, но в то же время уникальны и незабываемы, он читал их пристрастно. Лекции Алексея Николаевича представляли собой маленький спектакль. Он выбирал одного студента, сидящего за первым столом, подходил к нему, характерным движением выбрасывал руку вперед ладонью вверх, пристально смотрел на него, обращаясь к нему, говорил: «Ну вы понимаете?». Тому не оставалось ничего другого, как в ответ согласно кивать головой, хотя понимать Леонтьева было очень нелегко и удавалось не каждому. Он считал, что лекция не должна сообщать факты, – студент найдет их и сам. Важно «завести мотор», как удачно выразилась Ю.Б. Гиппенрейтер, т.е. побудить студентов к самостоятельной внутренней работе во время слушания.

Во всем внешнем облике А.Н. Леонтьева была какая-то изысканная элегантность, подлинная интеллигентность. В манере общения с людьми выступала европейская культура. В общении с ним не чувствовалось, что он начальник. Он был неизменно корректен и одинаков со всеми, будь то уборщица или академик, каждого называл только по имени отчеству – даже своих лаборантов: Юлия Борисовна [Гиппенрейтер], Ольга Васильевна [Овчинникова], Любовь Семеновна [Цветкова] и т.п. Но все же в общении с ним не только со стороны студентов, но и сотрудников незримо соблюдалась дистанция.

Дверь его кабинета всегда была открыта, каждый мог зайти, но никому не хотелось зайти просто так и задавать ему глупые вопросы. А.Н. Леонтьеву была свойственна беззаветная преданность делу и психологической науке – он работал не ради карьеры, был одержим наукой. Он любил работать руками, сам мастерил установки для проведения своих экспериментальных исследований, в частности, по световой чувствительности кожи, хорошо водил машину.

Его гостеприимный дом был открыт для всех. Здесь любили принимать гостей. Жена Алексея Николаевича, добрая, терпеливая и мудрая Маргарита Петровна, посвятившая ему всю свою жизнь, по-домашнему уютно организовывала дружеские застолья, участниками которых были в том числе и иностранные ученые – Ж. Пиаже и другие известные психологи.

Среди друзей Алексея Николаевича был Д.Б. Эльконин. Во время Великой Отечественной войны его жена и две дочери трагически погибли от рук немецких оккупантов. После окончания службы в армии Даниилу Борисовичу некуда было вернуться. Он жил у А.Н. Леонтьева до тех пор, пока не подыскал себе жилье. Лучшим другом Алексея Николаевича был Александр Романович Лурия. Когда по каким-то служебным делам Леонтьева не было в стране, Александр Романович выполнял обязанности декана, хотя и не был его официальным заместителем.

Спустя многие годы после ухода из жизни Алексея Николаевича Леонтьева его жизнь и деятельность остаются для нас прекрасным уроком и одним из источников работы в современных условиях, в том числе в плане дальнейшей разработки и практического применения идей психологической теории деятельности в разных сферах жизни.

К 120-летнему юбилею А.Н. Леонтьева приурочен выход специального номера Вестника Московского университета. Серия 14. Психология (№ 2 за 2023 год) – научного журнала, который в 1977 году основал А.Н. Леонтьев.

В начале этого года вышла в свет монография, в которой реконструируются истоки, философские основания, этапы становления и перспективы деятельностного подхода в варианте школы А.Н. Леонтьева в контексте оппонентного круга данной школы; обсуждаются дискуссионные моменты и возможные пути развития психологической теории деятельности:

См. также по теме http://www.psy.msu.ru/people/leontiev/

http://letopis.msu.ru/peoples/8525

Автор: А.Н. Ждан, Е.Е. Соколова

Фотогалерея

Все новости