Ученое звание: профессор
Ученая степень: доктор психологических наук
11 апреля 1925, Москва - 26 февраля 2006, Москва
Дата рождения: 11.04.1925
Учебное заведение (образование): заочное отделение исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (1952) по специальности - история; аспирантура по психологии в НИИ общей и педагогической психологии АПН РСФСР (1965)
Преподавал в МГУ с 1973 г.: доцент (1978-1985); старший научный сотрудник (1985-1993); ведущий научный сотрудник (с 1993). Кандидат психологических наук (1966); доктор психологических наук (1991); звание профессор (с 1994) по кафедре педагогической психологии и педагогики. Скончался 26 февраля 2006.
После окончания 1-го Военно-Пехотного Краснознаменного училища им. Верховного Совета РСФСР участвовал в боевых операциях в качестве командира стрелкового взвода, роты 973 Краснознаменного полка 270 стрелковой дивизии на 1-м Прибалтийском фронте (1942 - 1944). После лечения в госпиталях сдал экстерном экзамен за среднюю школу и в 1947 г. поступил в МГУ. З. награжден Орденом Боевого Красного Знамени, медалями.
Области научных исследований: педагогическая психология, психология воспитания.
Тема кандидатской диссертации: "Формирование приемов умственной деятельности (в процессе решения задач на оценку общественных явлений)".
Тема докторской диссертации: “Психологические основы формирования убеждений" (1991).
На первом этапе научной деятельности особое внимание уделял проблемам формирования внутреннего мира личности учащихся, а именно: исследовал место и функции мировоззрения и убеждений в структуре личности, условия их формирования; с 1993 г. - изучает особенности становления и взаимодействия стержневых для юношеского возраста образований мировоззрения и Я-концепции. Результаты исследования: в цикле работ первого направления сформирован новый нетрадиционный ценностно-дея-тельностный подход к исследованию проблем становления и функционирования собственного мировоззрения учащихся. С его помощью получены данные о функциях и месте мировоззрения и убеждений в структуре личности, о характере их взаимодействия с другими ее компонентами (мотивами, установками, самооценками, притязаниями). Сформулированы основы психодиагностики и коррекции уровней сформированности мировоззрения, убеждений и ценностных ориентаций учащихся; прослежена возрастная динамика их развития. В цикле работ второго направления получены данные о статистически значимых изменениях (под влиянием формирующегося мировоззрения) в ряде важнейших характеристик самосознания личности (са-моотношения, самооценки, интернальности); удалось показать наличие тесной связи между характером способа личной ориентировки учащихся (ситуативным, конформным, мировоззренческим) и особенностями построения Я-концепции.
Залесский преподавал курсы "Педагогики", "Педагогической психологии" на историческом и философском факультетах МГУ; специальный курс для студентов факультета психологии "Психология мировоззрения и убеждений личности"; курс "Оценка и коррекция мотивации учения". Выступал с докладами на Международных конференциях (1970 г.- Тбилиси; 1972 г. - Берлин; 1980 - Лейпциг; 1987 - Благоевград; 1988 - София).
Общее количество публикаций - 74, из них основные: