Должность: заместитель заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Ученое звание: профессор
Ученая степень: доктор психологических наук
Руководитель специализации «Психология переговоров и разрешение конфликтов» и магистратуры «Психология переговоров».Учебное заведение (образование): Отделение психологии философского факультета Ростовского государственного университета (1980)
Членство в государственных академиях наук РФ: академик РАО
Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (2010)
Удостоена благодарности Министра связи и массовых коммуникаций РФ (2010)
Награждена за многолетний плодотворный труд в сфере образования медалью К.Д. Ушинского (2011)
Лауреат медали РАО имени Л.С. Выготского (2016)
Лауреат медали Г.И. Челпанова (I степени) (2017)
Лауреат конкурса «Золотая Психея» (2019)
Благодарственное письмо от президента Российской Федерации (2020)
Благодарность от первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации (2020)
Была руководителем свыше 20 научно-исследовательских проектов и практических программ (УВКБ ООН, Фонд МакАртуров, Федеральные целевые программы Министерства образования, Национальный фонд подготовки кадров, РГНФ, РФФИ, РНФ, Благотворительная организация «United Way», Национальный фонд подготовки кадров и др.)
Главный внештатный педагог-психолог Министерства образования Московской области (2018 – по наст.вр.)
Руководитель российской команды международного проекта EU KIDS Online.
2001 г. - Докторская диссертация по специальности 19.00.05: «Психология межэтнической напряженности в ситуации социальной нестабильности»
1985 г. - Кандидатская диссертация по специальности 19.00.05: «Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений»
Научные интересы
Психология межэтнических отношений, психология межкультурных коммуникаций, психология идентичности, конфликта и межэтнической напряженности, психология миграций, психология ксенофобии, психология толерантности, психология переговоров, киберпсихология, психология цифровой социализации, исследование психологических аспектов влияния интернета на развитие личности и общества. Руководитель научной темы кафедры психологии личности «Психология цифровой трансформации личности и общества».
http://istina.msu.ru/profile/Soldatova_Galina/#courses
• Виды и функции переговоров (2 курс)
• Основные характеристики переговорного процесса (2 курс)
• История психологии переговоров (2-4 курсы)
• Тактики и стратегии успешных переговоров (3-4 курс)
• Особенности ведения переговоров в разных культурах (2 курс)
• Психологические аспекты международных переговоров (3 курс)
• Эмоциональный интеллект как факторы успешности переговоров (3-4 курсы)
• Психологические особенности переговоров в экстремальных ситуациях (3-4 курсы)
• Личность успешного переговорщика (3-4 курсы)
• Психологические особенности онлайн-переговоров (3-4 курсы)
• Культурная адаптация мигрантов (2-4 курсы)
• Этнические стереотипы: функции и механизмы (2-4 курсы)
• Этнокультурная идентичности личности (2-4 курсы)
• Психологические механизмы ксенофобии (2-4 курсы)
• Стили разрешения конфликтов в ситуации межкультурных переговоров (3-4 курсы).
• Культурный интеллект как фактор успешности межкультурного взаимодействия (2-4 курсы)
• Психологические особенности общения в социальных сетях (2 курс)
• Влияние интернета на когнитивное и личностное развитие детей и подростков (2-4 курсы)
• Психологические последствия кибербуллинга (2-4 курсы)
• Особенности развития личности в современной технологической среде
• Особенности формирования идентичности личности у пользователей социальных сетей (2-4 курсы)
• Взаимодействие человека и искусственного интеллекта
• Психологические особенности интернет-пользователя (2-4 курсы)
• Особенности цифровой социализации детей и взрослых (2-4 курсы)
Руководство диссертациями
https://istina.msu.ru/workers/590272/teaching/#dissertations_advised
Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., Смысл, 1998.
Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Макарчук А.В., Щепина А.И., Лютая Т.А. Разные, но равные. Большие психологические игры. — Центр СМИ МГУ им. М.В. Ломоносова Москва, 2004. — 333 с.
Солдатова Г.У., Макарчук А.В., Шайгерова Л.А., Лютая Т.А. Искусство жить с непохожими людьми: психотехники толерантности. – Издательский дом «Московия», 2009. – 310 с.
Солдатова Г.У., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И. Гостимская О.С. Пойманные одной сетью. Социально-психологический анализ представлений детей и подростков об интернете. – М.: Фонд развития интернет, 2011. – 176 с.
Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Роггендорф П. Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU KIDS ONLINE II в России. М., 2012. http://detionline.com/assets/files/helpline/Final_Report_05-29-11.pdf
Солдатова Г., Нестик Т., Рассказова Е., Зотова Е. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. - Фонд Развития Интернет, Москва, 2013. – 144 с.
Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. Рефлексия множественности выбора в психологии межкультурных коммуникаций // Психологические исследования (электронный журнал). — 2015. — Т. 8, № 40. — С. 10.
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Модели передачи опыта между поколениями при освоении и использовании Интернета // Вопросы психологии. — 2015. — № 2. — С. 56–66.
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Цифровой разрыв и межпоколенческие отношения родителей и детей // Психологический журнал. — 2016. — Т. 37, № 5. — С. 44–54.
Солдатова Г.У., Приезжева А.А., Олькина О.И., Шляпников В.Н. Практическая психология безопасности. Управление персональными данными в интернете: учеб.-метод. пособие для работников системы общего образования (Изд. 2. доп. и испр.). – Москва: Генезис, 2017. – 224 с.
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. — Смысл Москва, 2017. — 375 с.
Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. — 2018. — Т. 9, № 3. — С. 71–80.
Солдатова Г. У., Вишнева А. Е. Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? // Консультативная психология и психотерапия. — 2019. — Т. 27, № 3. — С. 97–118.
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Итоги цифровой трансформации: от онлайн-реальности к смешанной реальности // Культурно-историческая психология. — 2020. — Т. 16, № 4. — С. 87–97.
Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Чигарькова С.В. Виды киберагрессии: опыт подростков и молодежи // Национальный психологический журнал. — 2020. — Т. 2, № 38. — С. 3–20.
Солдатова Г.У., Чигарькова С. В., Дренева А. А., Кошевая А. Г. Эффект Юлия Цезаря: типы медиамногозадачности у детей и подростков // Вопросы психологии. — 2020. — Т. 66, № 4. — С. 54–69.
Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Илюхина С. Н. Социокультурные онлайн-практики в молодежной среде: Мы в ответе за цифровой мир. Учебное пособие. — Когито-Центр Москва, 2021.
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Чигарькова С. В. Флейминг как вид киберагрессии: ролевая структура и особенности цифровой социальности // Психологический журнал. — 2021. — Т. 42, № 3. — С. 87–96.
Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Вишнева А.Е., Теславская О.И., Чигарькова С.В. Рожденные цифровыми: семейный контекст и когнитивное развитие. — Акрополь Москва, 2022.
Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Илюхина С. Н. Цифровые практики солидарности: на службе у добрых дел. Методическое пособие. — Москва: Московский институт психоанализа, 2022.
Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Илюхина С. Н. Я-реальное и Я-виртуальное: идентификационные матрицы подростков и взрослых // Культурно-историческая психология. — 2022. — Т. 18, № 4. — С. 27–37.
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Чигарькова С. В. Троллинг как деструктивная онлайн-практика: подростки и молодежь в роли жертв, агрессоров и наблюдателей // Психологический журнал. — 2022. — Т. 43, № 5. — С. 27–35.
Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Илюхина С. Н. Представления о реальном и виртуальном пространствах как часть актуальной картины мира подростков и родителей в цифровом обществе: возможности адаптации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. — 2022. — Т. 12, № 3. — С. 226–248.
Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Никонова Е.Ю., Виницкий Д.А., Попков А.Е. Агрессия в иммерсивной виртуальной среде: поведенческие стратегии подростков и эффект свидетеля // Сибирский психологический журнал. — 2022. — Т. 86. — С. 26–47.
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Чигарькова С. В. Киберагрессия и цифровая культура: представления подростков, молодежи и родителей. — Издательство Московского института психоанализа Москва, 2023.
Soldatova G.U., Chigarkova S.V. The Psychological Features of Adolescents in Different Roles in Cyberbullying. Chapter 9 // In Wright M.F. (Ed.) The Psychology of Cyberbullying. – Nova Science Publishers, 2024. P. 123-138.
Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Илюхина С. Н. Технологически расширенная личность: разработка и апробация шкалы самоуправления цифровой повседневностью // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2024. — Т. 47, № 2. — С. 175–200.
Полный список публикаций доступен в системе ИСТИНА МГУ: https://istina.msu.ru/profile/Soldatova_Galina/