# #

Солдатова Галина Владимировна

Солдатова Галина Владимировна

Должность: заместитель заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова

Ученое звание: профессор

Ученая степень: доктор психологических наук

Руководитель специализации «Психология переговоров и разрешение конфликтов» и магистратуры «Психология переговоров».
Контактная информация:
soldatova.galina@gmail.com

Учебное заведение (образование): Отделение психологии философского факультета Ростовского государственного университета (1980)

Членство в государственных академиях наук РФ: академик РАО

Достижения и награды

  • Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (2010)

  • Удостоена благодарности Министра связи и массовых коммуникаций РФ (2010) 

  • Награждена за многолетний плодотворный труд в сфере образования медалью К.Д. Ушинского (2011)

  • Лауреат медали РАО имени Л.С. Выготского (2016)

  • Лауреат медали Г.И. Челпанова (I степени) (2017)

  • Лауреат конкурса «Золотая Психея» (2019)

  • Благодарственное письмо от президента Российской Федерации (2020)

  • Благодарность от первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации (2020)

  • Была руководителем свыше 20 научно-исследовательских проектов и практических программ (УВКБ ООН, Фонд МакАртуров, Федеральные целевые программы Министерства образования, Национальный фонд подготовки кадров, РГНФ, РФФИ, РНФ, Благотворительная организация «United Way», Национальный фонд подготовки кадров и др.)

  • Главный внештатный педагог-психолог Министерства образования Московской области (2018 – по наст.вр.)

  • Руководитель российской команды международного проекта EU KIDS Online.

Темы диссертаций

2001 г. - Докторская диссертация по специальности 19.00.05: «Психология межэтнической напряженности в ситуации социальной нестабильности»

1985 г. - Кандидатская диссертация по специальности 19.00.05: «Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений»

Научные интересы

Психология межэтнических отношений, психология межкультурных коммуникаций, психология идентичности, конфликта и межэтнической напряженности, психология миграций, психология ксенофобии, психология толерантности, психология переговоров, киберпсихология, психология цифровой социализации, исследование психологических аспектов влияния интернета на развитие личности и общества. Руководитель научной темы кафедры психологии личности «Психология цифровой трансформации личности и общества».

Преподаваемые курсы

http://istina.msu.ru/profile/Soldatova_Galina/#courses

Примерные темы курсовых и дипломных работ

Психология переговоров

• Виды и функции переговоров (2 курс)

• Основные характеристики переговорного процесса (2 курс)

• История психологии переговоров (2-4 курсы)

• Тактики и стратегии успешных переговоров (3-4 курс)

• Особенности ведения переговоров в разных культурах (2 курс)

• Психологические аспекты международных переговоров (3 курс)

• Эмоциональный интеллект как факторы успешности переговоров (3-4 курсы)

• Психологические особенности переговоров в экстремальных ситуациях (3-4 курсы)

• Личность успешного переговорщика (3-4 курсы)

• Психологические особенности  онлайн-переговоров (3-4 курсы)

Психология межкультурных коммуникаций, этнопсихология

• Культурная адаптация мигрантов (2-4 курсы) 

• Этнические стереотипы: функции и механизмы (2-4 курсы)

• Этнокультурная идентичности личности (2-4 курсы)

• Психологические механизмы ксенофобии (2-4 курсы)

• Стили разрешения конфликтов в ситуации межкультурных переговоров (3-4 курсы).

• Культурный интеллект как фактор успешности межкультурного взаимодействия (2-4 курсы)

Киберпсихология

• Психологические особенности общения в социальных сетях (2 курс)

• Влияние интернета на когнитивное и личностное развитие детей и подростков (2-4 курсы)

• Психологические последствия кибербуллинга (2-4 курсы)

• Особенности развития личности в современной технологической среде 

• Особенности формирования идентичности личности у пользователей социальных сетей (2-4 курсы)

• Взаимодействие человека и искусственного интеллекта 

• Психологические особенности интернет-пользователя (2-4 курсы)

 • Особенности цифровой социализации детей и взрослых (2-4 курсы)

Руководство дипломными работами

http://istina.msu.ru/profile/Soldatova_Galina/#diplomas

Руководство диссертациями

https://istina.msu.ru/workers/590272/teaching/#dissertations_advised 

  1. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., Смысл, 1998.

  2. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Макарчук А.В., Щепина А.И., Лютая Т.А. Разные, но равные. Большие психологические игры. — Центр СМИ МГУ им. М.В. Ломоносова Москва, 2004. — 333 с.

  3. Солдатова Г.У.Макарчук А.В.Шайгерова Л.А.Лютая Т.А. Искусство жить с непохожими людьми: психотехники толерантности.  – Издательский дом «Московия», 2009. – 310 с.

  4. Солдатова Г.У., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И. Гостимская О.С. Пойманные одной сетью. Социально-психологический анализ представлений детей и подростков об интернете. – М.: Фонд развития интернет, 2011. – 176 с. 

  5. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Роггендорф П. Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU KIDS ONLINE II в России. М., 2012. http://detionline.com/assets/files/helpline/Final_Report_05-29-11.pdf

  6. Солдатова Г., Нестик Т., Рассказова Е., Зотова Е. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. - Фонд Развития Интернет, Москва, 2013. –  144 с. 

  7. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. Рефлексия множественности выбора в психологии межкультурных коммуникаций // Психологические исследования (электронный журнал). — 2015. — Т. 8, № 40. — С. 10.

  8. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Модели передачи опыта между поколениями при освоении и использовании Интернета // Вопросы психологии. — 2015. — № 2. — С. 56–66.

  9. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Цифровой разрыв и межпоколенческие отношения родителей и детей // Психологический журнал. — 2016. — Т. 37, № 5. — С. 44–54.

  10. Солдатова Г.У.Приезжева А.А.Олькина О.И.Шляпников В.Н. Практическая психология безопасности. Управление персональными данными в интернете: учеб.-метод. пособие для работников системы общего образования (Изд. 2. доп. и испр.). – Москва: Генезис, 2017. – 224 с.

  11. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. — Смысл Москва, 2017. — 375 с.

  12. Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. — 2018. — Т. 9, № 3. — С. 71–80.

  13. Солдатова Г. У., Вишнева А. Е. Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? // Консультативная психология и психотерапия. — 2019. — Т. 27, № 3. — С. 97–118.

  14. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Итоги цифровой трансформации: от онлайн-реальности к смешанной реальности // Культурно-историческая психология. — 2020. — Т. 16, № 4. — С. 87–97.

  15. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Чигарькова С.В. Виды киберагрессии: опыт подростков и молодежи // Национальный психологический журнал. — 2020. — Т. 2, № 38. — С. 3–20.

  16. Солдатова Г.У., Чигарькова С. В., Дренева А. А., Кошевая А. Г. Эффект Юлия Цезаря: типы медиамногозадачности у детей и подростков // Вопросы психологии. — 2020. — Т. 66, № 4. — С. 54–69.

  17. Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Илюхина С. Н. Социокультурные онлайн-практики в молодежной среде: Мы в ответе за цифровой мир. Учебное пособие. — Когито-Центр Москва, 2021.

  18. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Чигарькова С. В. Флейминг как вид киберагрессии: ролевая структура и особенности цифровой социальности // Психологический журнал. — 2021. — Т. 42, № 3. — С. 87–96. 

  19. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Вишнева А.Е., Теславская О.И., Чигарькова С.В. Рожденные цифровыми: семейный контекст и когнитивное развитие. — Акрополь Москва, 2022.

  20. Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Илюхина С. Н. Цифровые практики солидарности: на службе у добрых дел. Методическое пособие. — Москва: Московский институт психоанализа, 2022.

  21. Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Илюхина С. Н. Я-реальное и Я-виртуальное: идентификационные матрицы подростков и взрослых // Культурно-историческая психология. — 2022. — Т. 18, № 4. — С. 27–37.

  22. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Чигарькова С. В. Троллинг как деструктивная онлайн-практика: подростки и молодежь в роли жертв, агрессоров и наблюдателей // Психологический журнал. — 2022. — Т. 43, № 5. — С. 27–35.

  23. Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Илюхина С. Н. Представления о реальном и виртуальном пространствах как часть актуальной картины мира подростков и родителей в цифровом обществе: возможности адаптации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. — 2022. — Т. 12, № 3. — С. 226–248.

  24. Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Никонова Е.Ю., Виницкий Д.А., Попков А.Е. Агрессия в иммерсивной виртуальной среде: поведенческие стратегии подростков и эффект свидетеля // Сибирский психологический журнал. — 2022. — Т. 86. — С. 26–47.

  25. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Чигарькова С. В. Киберагрессия и цифровая культура: представления подростков, молодежи и родителей. — Издательство Московского института психоанализа Москва, 2023.

  26. Soldatova G.U., Chigarkova S.V. The Psychological Features of Adolescents in Different Roles in Cyberbullying. Chapter 9 // In Wright M.F. (Ed.) The Psychology of Cyberbullying. –  Nova Science Publishers, 2024. P. 123-138. 

  27. Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Илюхина С. Н. Технологически расширенная личность: разработка и апробация шкалы самоуправления цифровой повседневностью // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2024. — Т. 47, № 2. — С. 175–200.

Полный список публикаций доступен в системе ИСТИНА МГУ: https://istina.msu.ru/profile/Soldatova_Galina/