# #

Чигарькова Светлана Вячеславовна

Должность: старший научный сотрудник кафедры психологии личности, координатор специализации «Психология переговоров и разрешения конфликтов» и магистратуры «Психология переговоров»

Ученая степень: Кандидат психологических наук (2021)

Контактная информация:
chigars@gmail.com

Достижения и награды

  • Координатор российской команды международного проекта EU KIDS Online (с 2017-2022 гг.)

  • Координатор Горячей линии психологической помощи москвичам «Помогаем быть дома» (2020 г.)

  • Участник различных научно-исследовательских проектов при поддержке РНФ, РФФИ, РНФ, Фонда Потанина, Росмолодежь, Google и др.

  • Руководитель проекта РНФ «Индекс цифрового благополучия молодежи: разработка и апробация» (2023-2025 гг.). 

  • Победитель Конкурса работ, способствующих решению задач Программы развития Московского университета в номинации «Выдающиеся научные статьи» (2023 г.). 

Темы диссертаций

2021 г. - кандидатская диссертация по специальности 19.00.01 по теме «Личностные предикторы формирования межкультурной компетентности»

Научные интересы

Психология личности, этнопсихология, психология межкультурных коммуникаций, культурный интеллект, аналитическая психология, киберпсихология, психология цифровой социализации, цифровая социальность, позитивные и деструктивные социокультурные онлайн-практики, киберагрессия, социальный онлайн-капитал.

Преподаваемые курсы 

«Психология межкультурных коммуникаций», «Киберпсихология личности» (полный список — http://istina.msu.ru/profile/Chigarkova_Svetlana/#courses).

Примерные темы курсовых и дипломных работ

  • Межкультурная компетентность в переговорах

  • Культурный интеллект в переговорах

  • Специфика социальных взаимодействий в цифровой среде

  • Социальный онлайн-капитал

  • Невербальная коммуникация в онлайне

  • Киберагрессия

  • Виртуальная самопрезентация

  • Выражение и распознавание эмоций в онлайн-коммуникации

  • Деструктивные цифровые практики.



  1. Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Илюхина С. Н. Технологически расширенная личность: разработка и апробация шкалы самоуправления цифровой повседневностью // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2024. — Т. 47, № 2. — С. 175–200.

  2. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Чигарькова С. В. Киберагрессия и цифровая культура: представления подростков, молодежи и родителей. — Издательство Московского института психоанализа Москва, 2023.

  3. Soldatova G.U., Chigarkova S.V. The Psychological Features of Adolescents in Different Roles in Cyberbullying. Chapter 9 // In Wright M.F. (Ed.) The Psychology of Cyberbullying. –  Nova Science Publishers, 2024. P. 123-138. 

  4. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Вишнева А.Е., Теславская О.И., Чигарькова С.В. Рожденные цифровыми: семейный контекст и когнитивное развитие. — Акрополь Москва, 2022.

  5. Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Илюхина С. Н. Цифровые практики солидарности: на службе у добрых дел. Методическое пособие. — Москва: Московский институт психоанализа, 2022.

  6. Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Илюхина С. Н. Я-реальное и Я-виртуальное: идентификационные матрицы подростков и взрослых // Культурно-историческая психология. — 2022. — Т. 18, № 4. — С. 27–37.

  7. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Чигарькова С. В. Троллинг как деструктивная онлайн-практика: подростки и молодежь в роли жертв, агрессоров и наблюдателей // Психологический журнал. — 2022. — Т. 43, № 5. — С. 27–35.

  8. Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Илюхина С. Н. Представления о реальном и виртуальном пространствах как часть актуальной картины мира подростков и родителей в цифровом обществе: возможности адаптации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. — 2022. — Т. 12, № 3. — С. 226–248.

  9. Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Никонова Е.Ю., Виницкий Д.А., Попков А.Е. Агрессия в иммерсивной виртуальной среде: поведенческие стратегии подростков и эффект свидетеля // Сибирский психологический журнал. — 2022. — Т. 86. — С. 26–47.

  10. Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Илюхина С. Н. Социокультурные онлайн-практики в молодежной среде: Мы в ответе за цифровой мир. Учебное пособие. — Когито-Центр Москва, 2021.

  11. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Чигарькова С. В. Флейминг как вид киберагрессии: ролевая структура и особенности цифровой социальности // Психологический журнал. — 2021. — Т. 42, № 3. — С. 87–96. 

  12. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Чигарькова С.В. Виды киберагрессии: опыт подростков и молодежи // Национальный психологический журнал. — 2020. — Т. 2, № 38. — С. 3–20.

  13. Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Дренева А.А., Кошевая А.Г. Эффект Юлия Цезаря: типы медиамногозадачности у детей и подростков // Вопросы психологии. — 2020. — Т. 66, № 4. — С. 54–69.

  14. Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Дренёва А.А., Илюхина С.Н. Мы в ответе за цифровой мир: Профилактика деструктивного поведения подростков и молодежи в Интернете. Учебно-методическое пособие. — Когито-Центр Москва, 2019. — 176 с.

  15. Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Рассказова Е.И. Апробация русскоязычной версии расширенной шкалы культурного интеллекта // Психология. Журнал Высшей Школы экономики. — 2018. — Т. 15, № 3. — С. 510–526.

  16. Чигарькова С.В., Солдатова Г.У. Культурный интеллект как социально-психологический феномен: обзор концепции // Национальный психологический журнал. — 2018. — № 4. — С. 27–38.

  17. Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Пермякова И.Д. Учебник «Кибербезопасность» для 5–9 классов общеобразовательных организаций. 2022 гг.

Полный список публикаций доступен в системе ИСТИНА МГУ: https://istina.msu.ru/profile/Chigarkova_Svetlana/