Описание программы
Магистерская программа «Семейная психология и семейное консультирование» направлена на подготовку специалистов в области исследовательской, прикладной и практической работы с семьей.
Программа готовит будущих специалистов к решению профессиональных задач, направленных на оказание психологической помощи семье как целостной системе, имеющей уникальную структуру отношений и находящейся на конкретном этапе своего развития. В результате обучения выпускники готовы к реализации научной и практической деятельности в области психологического сопровождения и консультирования семьи по проблемам семьи и брака, обучения и воспитания ребенка, личностных проблем взрослых, связанных с опытом супружества и родительства, кризисов личностного развития и ненормативных кризисов семьи (развод, утрата, супружеская измена).
Что такое «гармоничная семья» в современном мире?
Как создать наиболее благоприятные условия для развития детей разного возраста?
Как и что исследовать в стремительно меняющемся мире семьи и детства?
На эти и многие другие вопросы получают ответы магистранты данной программы кафедры возрастной психологии.
Преимущества программы
Магистерская программа «Семейная психология и семейное консультирование» является успешным примером сочетания фундаментального обучения в стенах Московского университета и практико-ориентированной направленности в области психологической помощи семье.
Полученные знания в области механизмов развития и функционирования семьи, факторов риска и условий гармонизации семейных отношений, различных подходов к психологии семейных отношений как к объекту исследования, изучение научно-обоснованных направлений консультативной помощи семье и детям позволяют понять структуру и динамику семейных отношений, проводить фундаментальные и прикладные исследования.
Знания конкретных диагностических, консультативных, коррекционно-развивающих методов, методик и технологий, умение применять их на практике позволяет выпускникам программы успешно осуществлять разнообразные виды психологической помощи семье.
В ходе обучения студенты получают возможность прослушать курсы лекций по психологии семейных и детско-родительских отношений, по психологии родительства, диагностике и коррекции детско-родительских отношений, осваивают методы диагностики семьи и детей разных возрастов, обретают навыки возрастно-психологического и семейного консультирования, овладевают элементами арт-терапии, коррекционно-развивающими техниками работы с детско-родительскими отношениями.
В обучении преподаватели программы стремятся показать, как фундаментальные механизмы функционирования и развития семьи проявляются в консультативном процессе, на что следует обращать внимание в планировании и реализации научных и прикладных исследований, большое внимание уделяется планированию, проведению исследований, интерпретации полученных данных, обретают умение анализировать состояние проблемы в области психологии семьи, основываясь на теориях и концепциях семейного функционирования.
Студенты практикуются в области психологической диагностики семьи и детей, осваивают принципы и техники проведения психодиагностического обследования семейной системы в соответствии с нормами профессиональной этики психолога, обработки и анализа полученных данных (в том числе, с применением информационных технологий), формулировать развернутое структурированное психологическое заключение, отвечающее целям обследования семьи, обеспечивать обследуемого и заказчика услуг информацией о результатах диагностики, формулировать рекомендации в отношении психологической профилактики, коррекции и помощи семьям групп риска и дисгармоничным семьям.
В супервизиях и практических занятиях студенты учатся работать в различных подходах в семейном консультировании, осваивают возрастно-психологическое консультирование. В процессе обучения студенты овладевают методами психологического консультирования по вопросам семьи и брака, включая выбор брачного партнера и заключение брака, супружеских и детско-родительских отношений (диагностика, коррекция, профилактика); методами психологического сопровождения беременности и родов, становления родительства, формирования отцовской и материнской позиции на различных возрастных этапах жизни.
Научный руководитель программы: Ольга Александровна Карабанова, д-р психол. наук, профессор, член-корр. РАО , заведующий кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Координатор программы: Наталия Николаевна Поскребышева, канд.психол.наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Актуальные проблемы возрастной психологии
Возрастно-психологическое консультирование проблем развития детей и подростков
Гендерная психология
Диагностика и коррекция детско-родительских отношений
Основы семейного консультирования
Принципы и методы психологической диагностики детей
Психология родительства
Психология семейных отношений
Выпускники магистерской программы становятся востребованными специалистами в государственных и коммерческих центрах психологической помощи, создают собственные психологические центры и фонды, направленные на психологическую помощь семьям и детям разных возрастов.
Специалист по психологии развития личности в детском и подростковом возрасте, психологии семейных отношений, диагностике и коррекции детско-родительских отношений. Лауреат Ломоносовской премии за педагогическую работу (2001). Заслуженный профессор МГУ (2014).