# #

Семейная психология и семейное консультирование

Описание программы

Магистерская программа «Семейная психология и семейное консультирование» направлена на подготовку специалистов в области исследовательской, прикладной и практической работы с семьей. 

Программа готовит будущих специалистов к решению профессиональных задач, направленных на оказание психологической помощи семье как целостной системе, имеющей уникальную структуру отношений и находящейся на конкретном этапе своего развития. В результате обучения выпускники готовы к реализации научной и практической деятельности в области психологического сопровождения и консультирования семьи по проблемам семьи и брака, обучения и воспитания ребенка, личностных проблем взрослых, связанных с опытом супружества и родительства, кризисов личностного развития и ненормативных кризисов семьи (развод, утрата, супружеская измена). 

  • Что такое «гармоничная семья» в современном мире? 

  • Как создать наиболее благоприятные условия для развития детей разного возраста? 

  • Как и что исследовать в стремительно меняющемся мире семьи и детства? 

На эти и многие другие вопросы получают ответы магистранты данной программы кафедры возрастной психологии. 


Преимущества программы

Магистерская программа «Семейная психология и семейное консультирование» является успешным примером сочетания фундаментального обучения в стенах Московского университета и практико-ориентированной направленности в области психологической помощи семье. 

Полученные знания в области механизмов развития и функционирования семьи, факторов риска и условий гармонизации семейных отношений, различных подходов к психологии семейных отношений как к объекту исследования, изучение научно-обоснованных направлений консультативной помощи семье и детям позволяют понять структуру и динамику семейных отношений, проводить фундаментальные и прикладные исследования. 

Знания конкретных диагностических, консультативных, коррекционно-развивающих методов, методик и технологий, умение применять их на практике позволяет выпускникам программы успешно осуществлять разнообразные виды психологической помощи семье.



Особенности образовательного процесса

В ходе обучения студенты получают возможность прослушать курсы лекций по психологии семейных и детско-родительских отношений, по психологии родительства, диагностике и коррекции детско-родительских отношений, осваивают методы диагностики семьи и детей разных возрастов, обретают навыки возрастно-психологического и семейного консультирования, овладевают элементами арт-терапии, коррекционно-развивающими техниками работы с детско-родительскими отношениями.

В обучении преподаватели программы стремятся показать, как фундаментальные механизмы функционирования и развития семьи проявляются в консультативном процессе, на что следует обращать внимание в планировании и реализации научных и прикладных исследований, большое внимание уделяется планированию, проведению исследований, интерпретации полученных данных, обретают умение анализировать состояние проблемы в области психологии семьи, основываясь на теориях и концепциях семейного функционирования. 

Студенты практикуются в области психологической диагностики семьи и детей, осваивают принципы и техники проведения психодиагностического обследования семейной системы в соответствии с нормами профессиональной этики психолога, обработки и анализа полученных данных (в том числе, с применением информационных технологий), формулировать развернутое структурированное психологическое заключение, отвечающее целям обследования семьи, обеспечивать обследуемого и заказчика услуг информацией о результатах диагностики, формулировать рекомендации в отношении психологической профилактики, коррекции и помощи семьям групп риска и дисгармоничным семьям.

В супервизиях и практических занятиях студенты учатся работать в различных подходах в семейном консультировании, осваивают возрастно-психологическое консультирование. В процессе обучения студенты овладевают методами психологического консультирования по вопросам семьи и брака, включая выбор брачного партнера и заключение брака, супружеских и детско-родительских отношений (диагностика, коррекция, профилактика); методами психологического сопровождения беременности и родов, становления родительства, формирования отцовской и материнской позиции на различных возрастных этапах жизни.


Информации о руководителе и координаторе программы

Научный руководитель программы: Ольга Александровна Карабанова, д-р психол. наук, профессор, член-корр. РАО , заведующий кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Координатор программы: Наталия Николаевна Поскребышева, канд.психол.наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.


Обязательные курсы программы 

  1. Актуальные проблемы возрастной психологии

  2. Возрастно-психологическое консультирование проблем развития детей и подростков

  3. Гендерная психология

  4. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений

  5. Основы семейного консультирования

  6. Принципы и методы психологической диагностики детей

  7. Психология родительства

  8. Психология семейных отношений


Возможности трудоустройства

Выпускники магистерской программы становятся востребованными специалистами в государственных и коммерческих центрах психологической помощи, создают собственные психологические центры и фонды, направленные на психологическую помощь семьям и детям разных возрастов. 





Руководитель программы

Карабанова Ольга Александровна
доктор психологических наук , профессор.

Специалист по психологии развития личности в детском и подростковом возрасте, психологии семейных отношений, диагностике и коррекции детско-родительских отношений. Лауреат Ломоносовской премии за педагогическую работу (2001). Заслуженный профессор МГУ (2014).

подробнее о руководителе