# #

Кафедра методологии психологии

Зинченко Юрий Петрович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, президент Российского психологического общества, декант факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований.

Секретарь кафедры 

Захарова Ольга Александровна. zaharova_oa@inbox.ru

Телефон кафедры 

8 (495) 629 58 65.

Кафедра методологии психологии была организована в 2003 году при поддержке ректора МГУ имени М.В.Ломоносова, академика В. А. Садовничего (решение Ученого совета МГУ от 09 июня 2003 года, протокол №2; приказ ректора № 647 от 18 сентября 2003 года) и впитала в себя лучшие достижения факультета в области преподавания и становления методического инструментария психологической науки и практики. Эти традиции, теоретические разработки, дидактические принципы складывались с момента основания в 1966 году факультета психологии Московского университета.

По отношению к специальным отраслям знания методология как «наука о методе» занимает особое место. Она сочетает в себе как философские, общенаучные аспекты познания мира, так и конкретные, связанные с предметом определенной научной дисциплины. Принципиальное значение методология имеет для психологии, которая, будучи сравнительно молодой дисциплиной, возникла и продолжает существовать на стыке естественнонаучного и гуманитарного знания. Сегодня кафедра методологии психологии наряду с развитием фундаментальных знаний активно занимается разработкой практических приложений в таких областях, как психология спорта, психодиагностика, психология безопасности и сопровождения антитеррористических мероприятий, психология средств массовой информации и коммуникации, разработка диагностических, коррекционных и тренинговых технологий психологической работы с детьми и взрослыми. Поэтому вопрос эффективности методов работы психолога приобрел не только познавательное, но и вполне конкретное прикладное значение.

Перспективы развития кафедры методологии психологии находятся в русле перспектив развития факультета психологии, укрепления позиций факультета как крупнейшего конкурентоспособного научно-образовательного психологического центра как в России, так и в мировом психологическом сообществе. Этого можно достичь только путем дальнейшего развития и соединения результатов фундаментальной науки с современными образовательными технологиями. В связи с этим перспективные задачи кафедры методологии психологии определяются развитием и совершенствованием учебной и учебно-методической работы, углублением фундаментальных научных исследований, расширением внутрифакультетского, университетского и международного сотрудничества, а также реализацией издательских проектов.

Учебная деятельность 

Сотрудники кафедры обеспечивают преподавание базовых дисциплин в специалитете и магистратуре:

  • «Методология современной психологии», знакомящая студентов с современными методологическими проблемами психологии.

  • «Общий психологический практикум», «Общая психодиагностика», в рамках которых студенты в современных компьютерных классах осваивают базовые методы, широко используемые в научной и практической деятельности психологов всех специальностей и специализаций: метод наблюдения, метод беседы, метод опроса, метод измерения, метод тестов, метод эксперимента.

  • «Статистические методы и математическое моделирование в психологии», «Качественные и количественные методы исследования в психологии», в которых студенты осваивают тонкости математических процедур обработки и представления эмпирических данных.

Кафедра является ведущей для специализации «Психология спорта». С 2010 года действует соглашение с Москомспортом о целевом наборе на эту специализацию. Областью профессиональной деятельности спортивного психолога являются физическая культура и спорт, включая детско-юношеский спорт, массовый спорт, спорт высших достижений, профессиональный спорт, реабилитация и оздоровление средствами физической культуры и спорта людей с ограниченными возможностями. Выпускники специализации успешно работают в ФМБА России, Москомспорте, сборных командах России, ДЮСШ и СДЮШОР, научных институтах в области физической культуры и спорта.

Сотрудниками кафедры разработаны ряд программ дополнительного образования: «Психология государственной службы», «Основы психологии», «Психология спорта», «Пропедевтика нейропсихологического подхода», «Клинико-психологическая реабилитация для медицинских психологов», «Психологические технологии проектирования и проведения интерактивных обучающих программ бизнес-тренинга», «Бизнес-тренинг как инструмент организационного развития».

Научная деятельность 

На кафедре проводятся фундаментальные исследования по проблеме метода в психологии и методологическим основаниям психологической науки в рамках приоритетной темы «Инновационные методы и высокие информационные технологии в фундаментальных и прикладных психологических исследованиях когнитивных процессов и нейронауках». Основная цель — изучение инструментов получения научного психологического знания, обеспечение их адекватности и надежности, выявление общих принципов их разработки и модификации. Актуальность этой тематики обусловлена тем, что только с помощью методологии можно возвести стройное здание научной психологии, увидеть целостную психологическую картину мира. Она необходима как психологу-исследователю, желающему познать всю сложность психической жизни, так и психологу-практику, разрабатывающему чёткий план действий по решению задачи, поставленной клиентом или заказчиком.

Прикладные исследования кафедры направлены на разработку методического обеспечения научно-исследовательской и практической деятельности и различных областях психологии. Сотрудники кафедры выполняют исследования по психологии безопасности и антитеррористической деятельности, исследуя психологические механизмы терроризма и сопровождение антитеррористических мероприятий, вопросы психологии информационной безопасности, кибертерроризма, в том числе с использованием современных информационных технологий, таких как виртуальная реальность и суперкомпьютерные вычисления; изучаются вопросы теоретической психометрики и психодиагностики, дифференциальной психологии; проводятся исследования в области психотерапии и психологического консультирования; исследуются проблемы психологического сопровождения подготовки спортсменов, причем в широком диапазоне — от учащихся начального уровня детско-юношеских спортивных школ до спорта высших достижений.

Многие исследовательские проекты выполнены при финансовой поддержке научных фондов: Российского научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда.