# #

Кафедра методологии психологии

Зинченко Юрий Петрович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, президент Российского психологического общества, декант факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований.

Секретарь кафедры 

Захарова Ольга Александровна. zaharova_oa@inbox.ru

Телефон кафедры 

8 (495) 629 58 65.

Кафедра методологии психологии была организована в 2003 году при поддержке ректора МГУ имени М.В.Ломоносова, академика В. А. Садовничего (решение Ученого совета МГУ от 09 июня 2003 года, протокол №2; приказ ректора № 647 от 18 сентября 2003 года) и впитала в себя лучшие достижения факультета в области преподавания и становления методического инструментария психологической науки и практики. Эти традиции, теоретические разработки, дидактические принципы складывались с момента основания в 1966 году факультета психологии Московского университета.

По отношению к специальным отраслям знания методология как «наука о методе» занимает особое место. Она сочетает в себе как философские, общенаучные аспекты познания мира, так и конкретные, связанные с предметом определенной научной дисциплины. Принципиальное значение методология имеет для психологии, которая, будучи сравнительно молодой дисциплиной, возникла и продолжает существовать на стыке естественнонаучного и гуманитарного знания. Сегодня кафедра методологии психологии наряду с развитием фундаментальных знаний активно занимается разработкой практических приложений в таких областях, как психология спорта, психодиагностика, психология безопасности и сопровождения антитеррористических мероприятий, психология средств массовой информации и коммуникации, разработка диагностических, коррекционных и тренинговых технологий психологической работы с детьми и взрослыми. Поэтому вопрос эффективности методов работы психолога приобрел не только познавательное, но и вполне конкретное прикладное значение.

Перспективы развития кафедры методологии психологии находятся в русле перспектив развития факультета психологии, укрепления позиций факультета как крупнейшего конкурентоспособного научно-образовательного психологического центра как в России, так и в мировом психологическом сообществе. Этого можно достичь только путем дальнейшего развития и соединения результатов фундаментальной науки с современными образовательными технологиями. В связи с этим перспективные задачи кафедры методологии психологии определяются развитием и совершенствованием учебной и учебно-методической работы, углублением фундаментальных научных исследований, расширением внутрифакультетского, университетского и международного сотрудничества, а также реализацией издательских проектов.

Учебная деятельность 

Сотрудники кафедры обеспечивают преподавание базовых дисциплин в специалитете и магистратуре:

  • «Методология современной психологии», знакомящая студентов с современными методологическими проблемами психологии.

  • «Общий психологический практикум», «Общая психодиагностика», в рамках которых студенты в современных компьютерных классах осваивают базовые методы, широко используемые в научной и практической деятельности психологов всех специальностей и специализаций: метод наблюдения, метод беседы, метод опроса, метод измерения, метод тестов, метод эксперимента.

  • «Статистические методы и математическое моделирование в психологии», «Качественные и количественные методы исследования в психологии», в которых студенты осваивают тонкости математических процедур обработки и представления эмпирических данных.

Кафедра является ведущей для специализации «Психология спорта». С 2010 года действует соглашение с Москомспортом о целевом наборе на эту специализацию. Областью профессиональной деятельности спортивного психолога являются физическая культура и спорт, включая детско-юношеский спорт, массовый спорт, спорт высших достижений, профессиональный спорт, реабилитация и оздоровление средствами физической культуры и спорта людей с ограниченными возможностями. Выпускники специализации успешно работают в ФМБА России, Москомспорте, сборных командах России, ДЮСШ и СДЮШОР, научных институтах в области физической культуры и спорта.

Сотрудниками кафедры разработаны ряд программ дополнительного образования: «Психология государственной службы», «Основы психологии», «Психология спорта», «Пропедевтика нейропсихологического подхода», «Клинико-психологическая реабилитация для медицинских психологов», «Психологические технологии проектирования и проведения интерактивных обучающих программ бизнес-тренинга», «Бизнес-тренинг как инструмент организационного развития».

Научная деятельность 

На кафедре проводятся фундаментальные исследования по проблеме метода в психологии и методологическим основаниям психологической науки в рамках приоритетной темы «Инновационные методы и высокие информационные технологии в фундаментальных и прикладных психологических исследованиях когнитивных процессов и нейронауках». Основная цель — изучение инструментов получения научного психологического знания, обеспечение их адекватности и надежности, выявление общих принципов их разработки и модификации. Актуальность этой тематики обусловлена тем, что только с помощью методологии можно возвести стройное здание научной психологии, увидеть целостную психологическую картину мира. Она необходима как психологу-исследователю, желающему познать всю сложность психической жизни, так и психологу-практику, разрабатывающему чёткий план действий по решению задачи, поставленной клиентом или заказчиком.

Прикладные исследования кафедры направлены на разработку методического обеспечения научно-исследовательской и практической деятельности и различных областях психологии. Сотрудники кафедры выполняют исследования по психологии безопасности и антитеррористической деятельности, исследуя психологические механизмы терроризма и сопровождение антитеррористических мероприятий, вопросы психологии информационной безопасности, кибертерроризма, в том числе с использованием современных информационных технологий, таких как виртуальная реальность и суперкомпьютерные вычисления; изучаются вопросы теоретической психометрики и психодиагностики, дифференциальной психологии; проводятся исследования в области психотерапии и психологического консультирования; исследуются проблемы психологического сопровождения подготовки спортсменов, причем в широком диапазоне — от учащихся начального уровня детско-юношеских спортивных школ до спорта высших достижений.

Многие исследовательские проекты выполнены при финансовой поддержке научных фондов: Российского научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда. 

Варако Наталия Александровна

кандидат психологических наук

старший научный сотрудник

Величковский Борис Борисович

доктор психологических наук

Визгина Анна Владимировна

кандидат психологических наук

Гулина Марина Анатольевна

доктор психологических наук

профессор кафедры методологии психологии

Джерелиевская Марина Анатольевна

кандидат психологических наук

Донцов Дмитрий Александрович

кандидат психологических наук

Егоров Сергей Юрьевич

доктор биологических наук

проректор

Зинченко Юрий Петрович

доктор психологических наук, академик РАО

Декан факультета психологии МГУ, заведующий кафедрой методологии психологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова

Капустин Сергей Александрович

кандидат психологических наук

доцент кафедры методологии психологии

Кричевец Анатолий Николаевич

доктор философских наук

Леонов Сергей Владимирович

кандидат психологических наук

доцент по кафедре

Сагова Зурида Айсовна

кандидат психологических наук

Заместитель декана по учебно-методической работе факультета психологии МГУ

Степанова Ольга Борисовна

кандидат психологических наук

Чумаченко Дмитрий Валерьевич

кандидат психологических наук

Шилко Роман Сергеевич

кандидат психологических наук

доцент по кафедре