14 марта состоялось расширенное заседание коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации. Участники мероприятия подвели итоги деятельности Минобрнауки России за 2017 год и обсудили задачи ведомства на 2018 год.
С докладом на коллегии выступила Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева. Она представила результаты работы ведомства в разрезе основных направлений реализации государственной политики.
По словам Министра, 2017-й стал годом полномасштабного развёртывания проектной деятельности Министерства: в рамках основного направления стратегического развития Российской Федерации «Образование» реализуются пять приоритетных проектов и ещё один – в рамках основного направления стратегического развития Российской Федерации «Международная кооперация и экспорт».
О.Ю. Васильева информировала о наиболее значимых общесистемных мероприятиях и проектах Министерства в 2017 году. Среди них — разработка отраслевой стратегии развития образования – документа, охватывающего все уровни образования; модернизация образовательной статистики; работа по совершенствованию и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования.
Министр подчеркнула важность утверждённой в декабре 2017 года Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации до 2025 года, указав на значимость системы профилактических и развивающих мер в дошкольном, общем и профессиональном образовании, разработанной РАО и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
В подтверждение необходимости развития психологической службы в образовании заместитель Министра Ирина Потехина сообщила, что Минобрнауки не планирует отказываться от школьных психологов.
«Я абсолютно убеждена, что психологов в школе не заменит никто, отказываться от них не будем. Сейчас для всех школьников проводим серию открытых уроков по профориентации, на них присутствуют психологи. Я спросила у педагогов, зачем они здесь, мне ответили, что школьные психологи смотрят на реакцию детей, что их цепляет [на уроке]. И это только крошечный пример того, для чего нужны школьные психологи», — сказала Потехина.
Также с докладом выступила президент Российской академии образования Л.А. Вербицкая. Она представила результаты работы Общественного совета при Минобрнауки России за 2017 год и обозначила приоритетные задачи и направления работы совета в 2018 году.
В 2017 году произошло обновление состава Координационного Совета и Федерального учебно-методического объединения по педагогическому образованию, в составы которых вошли ведущие ученые РАО. Был разработан пакет основных профессиональных образовательных программ высшего образования, согласованных с разрабатываемыми профессиональными стандартами. «Сегодня мы можем констатировать, что все уровни общего образования имеют утвержденный стандарт», — сказала Людмила Алексеевна, отметив, что «самое главное, чтобы эти правильные документы были востребованы учителями, были им понятны и полезны для развития школьного образования».
Л.А. Вербицкая подчеркнула, что была начата большая и серьезная работа по рассмотрению адаптированных основных образовательных программ общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Также президент РАО отметила, что специфической проблемой становится всё возрастающее количество школьных учебников и выступила с предложением о разработке концепции создания единого учебника русского языка. «В федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, значится около 80 учебников по русскому языку и литературе. Правильно ли это? Перед современной наукой, перед современным образованием стоят задачи воспитания филологической культуры и ценностного отношения к родной речи общепонятными способами, не отторгающими от себя ни патетической декларативностью, ни пугающей сложностью. Очевидно, пришло время для разработки концепции и создания единого учебника русского языка, как это было реализовано при подготовке учебника по истории», — сказала Вербицкая.
Среди задач Общественного совета на 2018 год Л.А. Вербицкая особенно отметила: