# #

​​В подмосковном Красновидово прошла Летняя психологическая школа МГУ для студентов и молодых ученых

12 июля 2024
Темой этого года стала семья
​​В подмосковном Красновидово прошла Летняя психологическая школа МГУ для студентов и молодых ученых

Более 200 участников из России и ближнего зарубежья приняли участие в Летней психологической школе МГУ, которая прошла с 30 июня по 4 июля в подмосковном Красновидово. Темой этого года, который указом президента РФ объявлен Годом семьи, стала «Семья в фокусе психологических и междисциплинарных исследований: традиции, культура, ценности». Студенты и молодые ученые обсудили самые актуальные вопросы поддержки семей: психологические технологии развития традиционных семейных ценностей, роль психологов в профилактике различных форм девиантных проявлений в семье, поддержку семей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, психологическое сопровождение семей ветеранов и участников СВО, эффективные и инновационные методы психологической работы с семьей и многое другое.

Декан факультета психологии МГУ, академик РАО, профессор Ю.П. Зинченко в приветственной речи отметил: «Семья нуждается в теоретическом осмыслении и как предмет научного исследования и как субъект психологической помощи, что особенно  актуально сегодня, в рамках объявленного Президентом России Года семьи».

На открытии Школы выступила Председатель комитета по образованию и науке Совета Федерации Федерального Собрания РФ Л.С. Гумерова, которая отметила значительный вклад факультета психологии МГУ в общую работу по укреплению института семьи и пожелала участникам Школы эффективной деятельности и плодотворных дискуссий.

Заместитель председателя фонда «Защитники Отечества» С.В. Вылегжанин в своем выступлении обратил внимание на то, что факультет продолжает традиции проведения Школ, заложенных еще основателем факультета психологии МГУ А.Н. Леонтьевым, и поддержал участников Школы, отдельно подчеркнув, что «фонд «Защитники Отечества» также оказывает психолого-психотерапевтическую помощь членам семей участников СВО. 

За 5 дней работы Школы на ней выступило более 30 преподавателей и ведущих экспертов. Под руководством опытных наставников участники подготовили практические проекты, которые должны сформировать профессиональную позицию начинающих психологов в деле помощи семьям, оптимизации детско-родительских и супружеских отношений, поддержки семей, находящихся в трудном кризисном положении и многое другое.

1. Проект «Жениться нельзя ждать. Студенческие семьи»

Участники проектной группы под руководством сотрудника ФНЦ ПМИ и факультета психологии Дарины Нечаевой провели исследование психологических особенностей студенческих семей. Студенты составляют около 20% населения страны, а по данным Минобрнауки РФ в российских вузах числится 17 тысяч студенческих семей. Однако данная категория до сих остается малоизученной.

Исследование выявило, что студенты, состоящие в браке, испытывают меньше стресса и ощущают себя более счастливыми и благополучными по сравнению со студентами, не состоящими в романтических отношениях. Кроме этого, такие студенты обладают более высоким уровнем экстраверсии. При этом уровень успеваемости значимо не различался у обеих групп. 

Данная работа  может стать основой для проведения дальнейших исследований в области психологии семейных отношений среди молодежи. Самый главный плюс студенческого брака по мнению респондентов — эмоциональная поддержка, а самый большой риск — совмещение учебы и семьи. 

2. Проект «Что делать, а что нет? Как можно помочь семьям, где ребенок тяжело болеет?»

На проекте было разобрано понятие «тяжелые болезни», возможные критерии для определения тяжести заболевания, факторы, на которые можно опираться при работе, а также психологические особенности родителей, влияющие на психологическую работу. Также затронуты темы паллиативного статуса и комплаенса при работе с детьми. Помимо этого обсуждались сложности, с которыми может столкнуться психолог, работающий с тяжелобольными детьми.

В ходе работы над проектом были предложены и разобраны возможные психологические рекомендации: общие, для родителей и для специалистов, в частности психологов.

3. «Семьи, в которых есть подросток: я ненавижу тебя, только не бросай меня»

В результате работы участники проектной группы получили исчерпывающее представление о закономерностях развития и функционирования психики подростка. Большое внимание было уделено особенностям взросления подростка в современном обществе. 

Удалось также прикоснуться и к собственному подростковому опыту, чтобы найти ответы на до сих пор волнующие вопросы. Также фокусами стали разговор про возможности психотерапевтической помощи подросткам, разные родительские чувства в этот период и последствия разрешения или неразрешения подросткового кризиса.

4. Проект «Дом, в котором: диагностика семейной ситуации подростка в постсуицидальный период»

В результате работы была разработана диагностическая схема, позволяющая максимально полно оценить текущую семейную ситуацию подростка, совершившего суицидальную попытку и находящегося на этапе подготовки к выписке из психиатрической клиники. 

Для реализации схемы необходимо две встречи с подростком и две встречи с родителями, каждая встреча длиной не более часа. Для первой встречи было составлено два гайда клинического интервью — отдельно для родителей и отдельно для подростка с опорой на структурные параметры и динамические факторы семейной системы. Для второй встречи был отобран и адаптирован под задачи диагностики ряд проективных методов, которые позволят сформировать представление о психоэмоциональном климате в семье, куда возвращается после выписки ребенок. Также были составлены батареи диагностических тестов для родителей и подростка на оценку текущего состояния, личностных черт, отношения к семье и родительству, необходимые для подкрепления результатов, полученных в ходе клинического интервью и диагностики проективными методами. 

Схема готова для применения в клиниках в своем изначальном виде, но также обладает достаточной гибкостью для адаптации под частные задачи, поставленные перед клиническим психологом.  

5. Проект «Совет да любовь: телеграм-бот для гармоничных отношений в паре»

В ходе проекта участники познакомились с предметом и задачами психологии семьи, основными характеристиками семейных и супружеских отношений, получили опыт применения помогающих и психотерапевтических техник гармонизации межличностных отношений, рефлексии ценностей и установок в отношениях в семье, упражнений на конструктивную коммуникацию и конструктивное разрешение конфликтов в паре.

Отдельный блок был посвящен развитию навыков написания просвещающих и помогающих текстов по тематике психологии семейных и супружеских отношений (алгоритм AIDA, модель PMHP, модель «Диалог»), а также созданию телеграм-ботов с применением шаблонных алгоритмов.

Результатом работы стали подготовленные просвещающие и помогающие тексты и аудиовизуальные материалы для телеграм-бота по следующим темам: структура семьи, коммуникация в семье, семейные конфликты, а также техники семейной терапии. В итоге участники проектной команды создали тг-бот «Совет да люБОТ» с древовидной структурой алгоритма.



Фотогалерея

Все новости