# #

Кафедра психологии образования и педагогики

Кафедра психологии образования и педагогики была основана в декабре 1966 года на базе межфакультетской кафедры педагогики МГУ, и первоначально называлась кафедра педагогики и педагогической психологии.

Чем уникальна кафедра?

  • применением оригинальных и современных методов исследования, в том числе методов экспериментально-генетического исследования закономерностей психического развития и планомерного формирования психологических новообразований;
  • обширным международным сотрудничеством с университетами Европы и Азии;
  • масштабными исследованиями, в которых принимают участие уже более 20.000 дошкольников и школьников из различных регионов Российской Федерации и других стран: вместерастем.рф;
  • проведением ежегодной летней психологической школы, на которой встречаются молодые ученые со всей страны: https://вместерастем.рф/summer_schools/2024/;
  • систематической популяризацией результатов исследований: Telegram: @VmesteRastem

Со времени основания кафедры по 1995 г. её заведующим была академик РАО, профессор Нина Фёдоровна Талызина.

С 1995 по 2004 гг. кафедру возглавил доктор психологических наук, профессор Ислам Имранович Ильясов.

С 2004 по 2012 гг. кафедрой руководил доктор психологических наук, профессор Сергей Дмитриевич Смирнов.

С 2012 по 2017 гг. кафедру психологии образования и педагогики возглавлял доктор психологических наук, заслуженный профессор МГУ Андрей Ильич Подольский.

С 2017 г. по настоящее время заведующим кафедрой является доктор психологических наук, академик РАО, профессор Александр Николаевич Веракса.


Телефон: (495) 629-58-23 

Электронная почта: pedpsychology@mail.ru

Веракса Александр Николаевич, заведующий кафедрой, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, veraksa@yandex.ru:

  1. Роль саморегуляции в академической и социальной успешности: лонгитюдное исследование. 
  2. Взаимосвязь физического развития и саморегуляции в дошкольном и школьном возрасте. 
  3. Влияние образовательной среды детского сада на психическое развитие дошкольника. 
  4. Возможности использования символизации для освоения различного содержания дошкольниками: культурно-исторический подход. 
  5. Влияние просмотра ТВ и использования современных медиа на когнитивное и эмоциональное развитие дошкольников и младших школьников. 
  6. Возможности применения проектной деятельности в работе с детьми.

Бухаленкова Дарья Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент d.bukhalenkova@inbox.ru:  

  1. Изучение особенностей развития регуляторных функций у детей дошкольного возраста. 
  2. Изучение особенностей эмоционально-личностного развития дошкольников. 
  3. Изучение развития математических знаний и умений в старшем дошкольном возрасте. 
  4. Оценка образовательной среды дошкольных учреждений.

Гаврилова Маргарита Николаевна, кандидат психологических наук, научный сотрудник gavrilovamrg@gmail.com:

  1. Факторы школьной адаптации: современные методы исследования.  
  2. Эмоциональное развитие ребенка: основные этапы, культурные особенности и возможности развития.
  3. Игровые технологии в формировании высших психических функций.
  4. Психологические основы экспертизы детских игрушек.

Глотова Галина Анатольевна, доктор психологических  наук, профессор, galina.glotova1@mail.ru

  1. Подходы к анализу исследовательских действий в разных психологических школах. 
  2. Типы ориентировочно-исследовательских усилий дошкольников. 
  3. Изучение исследовательских и творческих действий с позиции «синергетической метафоры». 
  4. Исследовательские компетенции и формирование специалистов исследовательского типа. 
  5. Сравнительный анализ разновидностей культурно-деятельностных теорий учения в отечественной психологии. 
  6. Проблема поэтапного формирования системы понятий деятельностной теории учения. 

Гордеева Тамара Олеговна, доктор психологических  наук, профессор, tamgordeeva@gmail.com:  

  1. Мотивация достижения, саморегуляция и учебная успешность. 
  2. Предикторы одаренности. Мотивационные и личностные особенности одаренных детей и подростков. Одаренность, талант, выдающиеся достижения – врождено или рукотворно? 
  3. Настойчивость и ее источники у обычных и одаренных (успешных) подростков. 
  4. Оптимизм и конструктивное мышление как источник благополучия и успешности в деятельности. 
  5. Детско-родительские отношения как источник мотивации достижения и благополучия подростков. 
  6. Психология интереса. Интерес, поток, внутренняя мотивация учебной деятельности при разных системах обучения. 
  7. Учебный обман как форма девиантного поведения школьников: причины и пути преодоления. 
  8. Кросс-культурные исследования оптимизма и психологического благополучия. 
  9. Образовательные среды: их оценка и роль в развитии мотивации школьников. 
  10. Интерес, внутренняя мотивация, поток, сравнительный анализ понятий. 
  11. Факторы демотивации в современных школах. Почему дети не хотят учиться? Мотиваторы и демотиваторы в современных школах (отметки, стиль общения, требования, правила). 
  12. Отношения учитель-ученик как источник благополучия и успешности школьников. 
  13. Стиль взаимодействия учителя с ребенком как предиктор (источник) учебной мотивации. 
  14. Самомотивация и мотивация саморазвития, источники и следствия. 
  15. Образовательные среды в разных культурах и их роль в академических достижениях. 
  16. Гендерные различия в способностях и мотивации, их происхождение и средовые источники. 
  17. Мотивация и демотивация в школе и в университете – причины, стратегии развития и поддержания. 

Погожина Ирина Николаевна, доктор психологических  наук, профессор, pogozhina@mail.ru:

  1. Проблемы информационно-психологической безопасности личности. 
  2. Искусство ведения споров и дискуссий. 
  3. Позволительные и непозволительные уловки в споре. 
  4. Место и роль непозволительных уловок в структуре дискуссии (психологический анализ). 
  5. Исследование способов демонстрации тезиса и алгоритмов оценки силы аргументации оппонента в процессе дискуссии. 
  6. От чего зависит беседа в споре? 
  7. Соотношение когнитивных и личностных характеристик эффективного спорщика. 
  8. Типы личности как фактор выбора стратегии и тактики спора. 
  9. Психологические факторы убедительности аргумента. 
  10. Психологические факторы, влияющие на изменение позиции собеседника в ситуации нормативно структурированной дискуссии. 
  11. Умение дискутировать как фактор ведения переговорного процесса. 
  12. Влияние намерений участников переговорного процесса на изменение структуры дискуссии. 
  13. Дискуссия как метод формирования критического мышления (проблема формирования критического мышления). 
  14. Когнитивное консультирование через призму проблемы ведения дискуссий (спор с собой). 
  15. Критическая дискуссия как метод профилактики конфликтов в семейной психотерапии. 
  16. Искусство ведения дискуссии как фактор создания эффективного рекламного продукта. 
  17. Эгоцентризм у взрослых: применимы ли характеристики дооперационального интеллекта к мышлению взрослых? 
  18. Проблема соотношения децентрации и развития интеллектуальных структур у детей. 
  19. Исследование интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. 
  20. Логическое и психологическое: психолого-педагогический подход. 

Руднова Наталья Александровна, кандидат психологических наук, научный сотрудник rudnova.na@yandex.ru:

  1. Особенности прокрастинации студентов в связи с учебной мотивацией.
  2. Отчуждение от учебы как предиктор прокрастинации (на материале студентов).
  3. Связь перфекционизма с академическими достижениями.
  4. Особенности связи черт личности с использованием цифровых технологий в процессе обучения.
  5. Психологическое благополучие в контексте использования цифровых технологий в процессе обучения.

Степанова Марина Анатольевна, доктор психологических  наук, доцент, marina.stepanova@list.ru

  1. Психологические особенности исследовательской и проектной деятельности подростков. 
  2. Психологическая готовность к школьному обучению (разные аспекты, в том числе сравнение детей 5-6 и 6-7 лет). 
  3. Мотивационная (или личностная) готовность к школе детей с разным опытом дошкольного воспитания (домашнего и детсадовского; традиционного и обогащенного). 
  4. Сравнительный анализ особенностей адаптации пятиклассников к условиям обучения в средней школе в зависимости от специфики обучения в начальной школе (предметный характер обучения, эффективная начальная школа). 
  5. Формирование учебных действий (различные аспекты в зависимости от сформированности внутреннего плана, возраста, программы обучения и т.п.) – работа по методике поэтапного формирования П.Я.Гальперина. 
  6. Диагностический потенциал шкалы поэтапного формирования П.Я.Гальперина. 
  7. Сравнение возрастного и функционального развития. 
  8. Психологические особенности формирования умственных действий у детей с нарушениями различной нозологии (РАС, глухие, умственно отсталые, с ЗПР и т.д.). 
  9. Инклюзивное обучение в сравнении со специальным. 
  10. Особенности усвоения учебных действий нормально развивающимися детьми в условиях инклюзивного обучения

Якупова Вера Анатольевна, кандидат психологических  наук, научный сотрудник, vera.a.romanova@gmail.com:

  1. Послеродовые расстройства: факторы риска, профилактика, терапия, влияние на психическое развитие ребенка. 
  2. Родительское выгорание: факторы риска, влияние на психическое развитие ребенка. 
  3. Депрессия родителя и психическое развитие ребенка.

Крашенинников Евгений Евгеньевич, кандидат психологических наук, доцент,  avt219009@yandex.ru

  1. Психология продуктивного (творческого, диалектического) мышления.
  2. Развитие мышления в разном возрасте (дошкольники, школьники, взрослые).
  3. Экспертиза образовательных программ.
  4. Проектирование развивающей среды.
  5. Психология искусства и творчества.

Можаровский Игорь Львович, кандидат психологических наук, mozharovsky@bk.ru

  1. Исследования в области психология учения.
  2. Формирование познавательной и учебной деятельности школьников.
  3. Формирование познавательной и учебной деятельности студентов.
  4. Изменение собственных представлений учащихся в процессе обучения

Ощепкова Екатерина Сергеевна, кандидат филологических наук, научный сотрудник, maposte06@yandex.ru

  1. Оценка развития речи детей в психологических исследованиях.
  2. Развитие коммуникации у ребенка: лингвистический и прагматический аспекты.
  3. Развитие игры и языковой способности: особенности взаимовлияния.
  4. Развитие нарратива у ребенка: какие психические функции оказывают наибольшее влияние.
  5. Внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие связной речи.
  6. Коммуникация и диалог у ребенка.
  7. Особенности коммуникации у детей-билингвов.

Сиднева Анастасия Николаевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, asidneva@yandex.ru

  1. Умение учиться и его формирование у школьников и студентов.
  2. Формализм школьных знаний и его причины.
  3. Психологический анализ уроков с позиций деятельностного подхода.
  4. Развивающее обучение – особенности содержания и методов.
  5. Психологические различия школьников, обучающихся по программам традиционного и развивающего обучения.

Сорин Антон Валентинович, кандидат психологических наук, научный сотрудник, sorintowa@gmail.com

  1. Психическое здоровье детей: норма, патология.
  2. Пограничные состояния детей и подростков.
  3. Девиантное поведение детей и подростков.
  4. Психологическое сопровождение детей и подростков в процессе лечения.
Асланова Маргарита Сергеевна

научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики

Бухаленкова Дарья Алексеевна

кандидат психологических наук

Веракса Александр Николаевич

доктор психологических наук

заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, директор Издательского дома МГУ

Веракса Николай Евгеньевич

доктор психологических наук

Гаврилова Маргарита Николаевна

кандидат психологических наук

научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики

Гордеева Тамара Олеговна

доктор психологических наук

доцент по кафедре

Крашенинников Евгений Евгеньевич

кандидат психологических наук

доцент кафедры психологии образования и педагогики

Можаровский Игорь Львович

кандидат психологических наук

Ощепкова Екатерина Сергеевна

кандидат филологических наук

научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики

Погожина Ирина Николаевна

доктор психологических наук

профессора кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ

Руднова Наталья Александровна

кандидат психологических наук

научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики

Сорин Антон Валентинович

кандидат психологических наук

научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики

Степанова Марина Анатольевна

доктор психологических наук

доцент по кафедре

Широкая Марина Юрьевна

кандидат психологических наук

Якупова Вера Анатольевна

кандидат психологических наук

научный сотрудник кафедры методологии психологии

Якушина Анастасия Александровна

преподаватель кафедры психологии образования и педагогики

«Кафедра психологии образования и педагогики» в СМИ

Азбука эмоций: как дети учатся чувствовать окружающий мир
19 июля 2024

Азбука эмоций: как дети учатся чувствовать окружающий мир

Сотрудник факультета психологии МГУ и ФНЦ Психологических и междисциплинарных исследований, кандидат психологических наук Гаврилова Маргарита дала интервью порталу наука.рф.

Психологи МГУ рассказали о влиянии темперамента детей на их воспитание
9 июля 2024

Психологи МГУ рассказали о влиянии темперамента детей на их воспитание

Психологи МГУ провели исследование и выяснили, как российские родители выбирают практики воспитания и берут ли в расчет темперамент своих чад. 478 участниц проекта, воспитывающих дошкольников, ответили на вопросы и заполнили специальные опросники.

Как темперамент ребенка влияет на его воспитание – исследование психологов МГУ
9 июля 2024

Как темперамент ребенка влияет на его воспитание – исследование психологов МГУ

Родительские практики – это система устойчивых, повторяющихся и в разной степени осознанных воспитательных воздействий родителей на ребенка. То есть это те конкретные действия, которые родители на повседневной основе предпринимают для воспитания собственных детей.

20 июня 2024

Психологи объяснили разницу влияния на детей фантазийных и реалистичных игрушек

Какие игрушки полезнее для детей – близкие к реальной жизни или малореалистичные, вроде дракона, который бывает только в сказках.

Ученые МГУ: Соцсети негативно влияют на саморепрезентацию подростков
17 июня 2024

Ученые МГУ: Соцсети негативно влияют на саморепрезентацию подростков

Социальные сети являются важной частью повседневности и новой средой социализации современного подростка. Поэтому так трудно ограничить общение ребенка в Интернете.

Страницы: 1 2 3 След.